Алексей Васильев / Южноафриканская Республика в рамках БРИКС и вне их

Алексей Васильев, почетный президент Института Африки РАН, академик РАН, эксперт НКИ БРИКС – специально для ИнфоБРИКС

Южнофриканская Республика – пятый член БРИКС. Сама аббревиатура БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – появилась с присоединением к этому объединению ЮАР.

Самый маленький по численности населения и размерам экономики член БРИКС, тем не менее, единственный от целого континента. ЮАР расположена на самом юге Африки. Ее территория 1.223 квадратных километра (две Франции). Население – примерно 56 млн человек. Около 80% населения составляют африканцы (народы банту, крупные этнические группы: зулу – 24 %, коса – 18%), около 9 % – так называемые «цветные», то есть метисы, примерно столько же - белые (африканеры потомки выходцев из Голландии и англоязычные), около 2,5 % - выходцы из Азии, в основном, индийцы. В стране 11 официальных языков, в том числе девять африканских. Большая часть «цветных» говорит на африкаанс.

ЮАР «конкурирует» с африканским гигантом Нигерией по размерам экономики. На нее приходится почти треть ВВП Африканского континента. Помимо развитой обрабатывающей промышленности в ЮАР огромное значение имеет горнорудная: страна – самый крупный в мире производитель платины, а также добывает в больших объемах хромовую руду, палладий, вермикулит, ванадий, цирконий, марганцевую руду, золото, алмазы, уран.

Руководство ЮАР очень серьезно относится к БРИКС и придает ему большое значение. Оно считает организацию форумом с глобальными перспективами. Участие в ней работает и на общеафриканский престиж ЮАР.

Претория в самом БРИКС продвигает идею, будто каждая страна представляет свой регион, а БРИКС – это не объединение государств, а объединение регионов. Поэтому ЮАР якобы представляет весь Африканский континент. В этом вопросе возникают определенные трудности. Конечно, ЮАР является воротами в Африку и знает ее лучше всех. Элиты ЮАР воспринимают остальной континент как зону своих особых интересов. Но если Претория принимает на себя какие-то обязательства, они автоматически не распространяются на остальные страны Африки. Если ЮАР в рамках БРИКС под чем-то подписалась, это не значит, что Эфиопия, Нигерия, Ангола или, скажем, Египет будут это выполнять.

ЮАР позиционирует себя как региональная супердержава, что вызывает не очень позитивную реакцию, например, Нигерии, которая первое место в Африке отводит себе. И Нигерия, и ЮАР, и Египет – три африканские страны – стремятся к тому, чтобы в случае изменения структуры ООН получить для себя место постоянного члена в Совете Безопасности. В любом случае на престиж государства и на континенте, и в целом в мире по-прежнему играет образ Нельсона Манделы, одного из самых выдающихся лидеров ХХ века. Он поддерживал идеи и сотрудничества с Россией, и диалог Юг – Юг, и сосредоточения усилий на африканском направлении. Именно Южная Африка выдвинула идею Нового партнерства для африканского развития (НЕПАД).

Встречи «двадцадки» уже почти 10 лет проходят ежегодно, с участием глав государств и правительств и министров финансов. ЮАР играет весомую роль на этих встречах. В Южной Африке проходил ряд важных международных форумов. Стоит напомнить, что на саммит БРИКС, который прошел в Дурбане в 2013 году, было приглашено почти 20 лидеров африканских стран.

Именно вступление в 2009 году в БРИКС стало очень важным моментом внешней политики ЮАР. Это отвечало общему контексту внешнеполитической стратегии, который складывался с начала 1990-х годов. Африканская составляющая стала важной в мировой политике, учитывая, что, несмотря на кризисы и конфликты, Африка в целом развивается в среднем быстрее, чем остальной мир, за исключением Китая и Индии. Кроме того, вес Африки в населении планеты может увеличиться с 16 % в настоящее время до 25 % к 2050 году. Членство в БРИКС стало самым важным внешнеполитическим достижением администрации Зумы, дало возможность увеличить его международный авторитет.

Южная Африка не является крупным игроком на международной арене, но у нее большой вес в рамках Африканского континента. Она смогла приводить корабль своей внешней политики в беспокойных международных водах, отстаивая свои собственные интересы. В частности, именно для этого она вступила в БРИКС. ЮАР выдвинула ряд широких международных социальных и культурных инициатив с учетом необходимости сотрудничества с Китаем, Россией, а также с Индией и Бразилией.

Как бы то ни было, ЮАР, несомненно, обладает большим потенциалом «мягкой силы» в рамках Африканского континента, хотя применение ее лимитировано.

Одна из составляющих внешнеполитического курса ЮАР – укрепление безопасности страны в условиях, когда у нее практически нет врагов. Но обеспечить стабильность и предсказуемость в соседних странах – важное дело. ЮАР активно участвует в поисках разрешения противоречий в конфликтных ситуациях, особенно в южноафриканском регионе.

Конечно, среди задач внешней политики остается диверсификация торгово-экономических связей, попытка увеличить в экспорте долю товаров с добавленной стоимостью, а не только минерального сырья и сельхозпродукции. Немало говорится также и о содействии международной безопасности и стабильности, о соблюдении прав человека и демократии, укрепления связей по линии Юг-Юг, защите интересов государств Африканского континента.

Есть определенные оттенки, которые могут менять ситуацию. ЮАР в настоящих условиях в большей степени сосредоточена на лидерстве среди стран своего непосредственного окружения, в частности, в регионе САКУ - это таможенный союз Юга Африки, куда, кроме ЮАР, входят Намибия, Ботсвана, Лесото и Свазиленд. Участники САКУ имеют единый валютный режим, кроме Ботсваны, их валюта образует постоянный паритет с южноафриканским рандом.

Следующий регион с особыми интересами ЮАР – Сообщество развития Юга Африки, то есть многие страны, лежащие к югу от экватора, - САДК. У его членов интересы могут совпадать, но могут быть разнонаправленными. Активное участие в деятельности Афросоюза дает ЮАР возможности для продвижения своих экономических и политических интересов на континенте. Она претендует на то, чтобы быть «голосом Африки» при обсуждении африканских проблем на международных форумах.

В Южной Африке рассчитывали, что участие в БРИКС не только повысит ее международный статус и одновременно укрепит позиции в качестве представителя Африканского континента, но и увеличит приток иностранных инвестиций в ее экономику. С этой точки ее активность дает определенные результаты – увеличиваются инвестиции из Китая. Но одновременно в ЮАР растут в абсолютном выражении позиции американского и английского капитала. В целом можно считать, что внешняя политика ЮАР многовекторная. Отношения с Западом, т.е. с США и Европейским союзом, – важный вектор, но растут связи с Китаем, который выступает в качестве конкурента Запада.

Надо учитывать несопоставимый размер экономик Китая и Южной Африки. Каждые 8 месяцев прирост китайской экономики равен ВВП всей ЮАР. Среди приоритетных задач Южной Африки – увеличить экспорт в Китай товаров с большим процентом добавленной стоимости, а не только сырья.

БРИКС за время своего существования уже существенно изменил архитектуру отношений между развитыми и развивающимися странами. Стала большей гибкость глобальной финансовой системы, открылись возможности для баланса сил и стабильности, что отвечает интересам и ЮАР.

И Китай, и страны Запада, особенно США, – признанные лидеры в использовании «мягкой силы» в самой ЮАР. Культурное присутствие Запада постоянно ощущается, особенно в СМИ – в теле- и радиопрограммах, а также в кинопрокате. Страны Запада активно работают в области образования. Стипендии, которые полностью покрывают обучение и пребывание в принимающей стране, распределяются уже на этапе окончания школ. К примеру, Франция готовит инженеров-ядерщиков, специалистов по обслуживанию ядерных электростанций, и стремится затруднить возможности работы выпускников-ядерщиков из других вузов, например, российских. Хотя французы построили лишь одну небольшую атомную электростанцию в ЮАР, они всячески препятствуют деятельности в этой отрасли других стран. Поэтому за проникновение в атомную энергетику приходится бороться всем другим, включая и американцев, и русских, и китайцев.

На Евросоюз (пока – вместе с Англией) приходится треть в общем товарообороте ЮАР – более 40 млрд евро. В целом ЕС более важный партнер, чем Китай и США. Однако роль Китая постепенно увеличивается. В 2009 году Китай впервые вышел на первое место в торговле с Южной Африкой, если не считая ЕС как блок, обогнав Германию и США.

Торговля Китая с ЮАР составляет примерно пятую часть торговли Китая со всем континентом. Из Китая идут машины и оборудование, бытовая техника, мобильные телефоны, а из ЮАР в Китай, прежде всего, руды цветных металлов и уголь. Китайцы в отношениях с Африкой придерживаются лозунга «никакой идеологии, никакой политики, только бизнес».

США занимают третье место по объему торговли с ЮАР после Китая и Германии. ЮАР – одна из 38 африканских государств , которым предоставлено право поставлять свою продукцию в США по сниженным тарифам, что способствует ее экспорту. ЮАР сохраняет традиционные связи с Великобританией. При этом важную роль играет то, что значительная часть белых африканцев, включая бизнес-элиту, – потомки выходцев из Англии.

Что касается России, то две страны связывают достаточно близкие взгляды на международную ситуацию, общая политическая практика, историческое наследие и практически нереализованный потенциал экономических связей. Конечно, совместный политический дискурс в рамках БРИКС создает дополнительные возможности для двустороннего сотрудничества России и ЮАР. Для РФ ЮАР представляет стратегически важный регион, по многим вопросам продолжается политический диалог, но существует определенный дисбаланс между политикой и экономикой в отношениях двух стран. Первые десятилетия постапартеидовской ЮАР можно считать почти потерянным десятилетием для российско-южноафриканских отношений, хотя кое-какие подвижки все-таки были.

28 февраля 1992 года были установлены дипотношения на уровне посольств. В 1993 году учреждены генконсульства России в Кейптауне и ЮАР в Санкт-Петербурге. Это произошло накануне полного краха режима апартеида.

Далее Россия и ЮАР шли к высокому уровню двусторонних политических связей на принципах равноправия, взаимопонимания, доверия и уважении интересов друг друга, на опыте взаимодействия, наработанном в годы борьбы с апартеидом, а также на близости или совпадении позиций по большинству актуальных международных проблем.

Знаковым событием стал официальный визит Президента России Владимира Путина в ЮАР в 2006 году - первое в истории посещение Африки к югу от Сахары руководителем Российского государства. Был заключен Договор о дружбе и партнерстве между нашими странами, заложивший политические основы двустороннего взаимодействия на новом этапе.

Качественным шагом вперед было принятие в 2013 году в ходе рабочего визита Путина в ЮАР, приуроченного к саммиту БРИКС в Дурбане, Совместной декларации об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между Россией и ЮАР. В этом документе, ставшем базой для дальнейшего выстраивания двусторонних отношений закреплен обоюдный настрой на взаимодействие и определены пути развития масштабного сотрудничества в политической, торгово-экономической, межпарламентской, оборонной, научно-технической, гуманитарной и других областях.

С 2010 года Президент ЮАР Дж.Зума неоднократно, а точнее - семь раз посещал Россию. Налажен регулярный обмен посланиями между главами государств по актуальным проблемам двусторонней и глобальной повестки дня.

Наращивание сотрудничества по конкретным направлениям осуществляется в рамках созданных межправительственных механизмов, среди которых ключевая роль принадлежит Смешанному межправительственному комитету по торгово-экономическому сотрудничеству (СМПК).

Успешно развивается сотрудничество в области космоса. Россия обеспечила в 2009 году запуск южноафриканского космического спутника «Сумбандила», на 2017 год намечено официальное открытие в ЮАР российской квантово-оптической станции в радиообсерватории в Хартбистхуке.

В последние годы заметно возросли двусторонние связи в области культуры. В ЮАР с энтузиазмом принимают российские музыкальные, балетные, танцевальные коллективы. После серьезной проработки сторонами в 2016 году в Йоханнесбурге и Москве состоялось открытие перекрестных Годов культуры России в ЮАР и ЮАР в России - первых такого рода в новой истории двусторонних отношений.

Одна из главных проблем во взаимоотношениях двух стран, как отмечалось, состоит в том, что торгово-экономическое сотрудничество значительно отстает от политического. Товарооборот между двумя странами достиг в 2013 году своего пикового значения, превысив 1 млрд долларов, однако в последние годы несколько упал. Пока что не сдвинулись с места заявления о возможности сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Из ЮАР ввозятся продовольственные товары, а также машины, оборудование, транспортные средства, минералы, товары ширпотреба. ЮАР поставляет России фрукты, вино, сахар-сырец, рыбные консервы, одежду, обувь, табак, драгоценные и полудрагоценные камни, промышленное оборудование. Россия поставляет в ЮАР – помимо сельхозпродукции, минеральное топливо, нефтепродукты, удобрения, черные металлы, приборы, оптические аппараты.

Южноафриканский капитал делает определенные вложения в России в переработку сырья, пищевую промышленность, в туристический и строительный бизнес. Открываются возможности российского участия в поисках глубоководных месторождений углеводородов у побережья Южной Африки.

Несмотря на сложности, связанные с негативной мировой конъюнктурой, в том числе ценами на сырьевые товары, ЮАР является для России перспективным партнером с большим потенциалом двустороннего взаимодействия в различных отраслях экономики. Там работают такие российские компании, как ГК «Ренова», специализирующаяся на производстве марганцевой руды, ОАО «Северсталь» (производство металлизированных угольных брикетов с содержанием железа более 90%), «Русатом Оверсиз», ОАО «Газпромбанк Африка» и др.

Весьма активно и конструктивно положения Совместной декларации об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства реализуются во внешнеполитической сфере, в частности, в рамках сотрудничества двух стран в ООН и на других авторитетных многосторонних площадках, где участвуют Россия и ЮАР.

"ЮАР и Россия фактически исходят из одних и тех же посылок при формировании своей внешней политики, что позволяет им плодотворно взаимодействовать по актуальным вопросам международной повестки дня, - считает посол РФ в ЮАР Михаил Петраков. – Обе страны выступают за полицентричную модель мироустройства, в которой нет места доминированию одной страны или блока государств. Взгляды двух сторон совпадают или близки по большинству ключевых международных сюжетов, в частности, укрепление центральной роли Организации Объединенных Наций в решении насущных вопросов современности".

ЮАР, как и Россия, привержена идее дальнейшего развития, институционализации и наращивания взаимодействия в формате БРИКС. ЮАР активным образом, креативно и эффективно работала в качестве председателя объединения в 2013 году. Именно Претории принадлежит идея создания при саммите БРИКС формата «аутрич», который позволяет привлекать к взаимодействию с объединением соседей по региону. После саммита в Дурбане этот формат регулярно и успешно использовался каждым последующим председательством. В целом сотрудничество РФ и ЮАР в БРИКС можно назвать тесным и плодотворным.

Несмотря на политические кризисы внутри страны, ЮАР вряд ли принципиально изменит основы внешнеполитического курса. Каковы бы ни были внутриполитические коллизии, можно полагать, что основной внешнеполитический курс по отношению к странам БРИКС, в том числе – к России, останется в основном прежним.

Источник: http://infobrics.org/news/25846/

События