Татьяна Шаумян / Индия в БРИКС: основы для стратегического сотрудничества

Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, эксперт НКИ БРИКС

(Стенограмма выступления в «Школе БРИКС», организованной Национальным комитетом по исследованию БРИКС, – июль 2017 г.)

В состав БРИКС входят очень разные по масштабам и численности населения, по экономическому и военному потенциалу, по другим параметрам страны, включая и великие державы, и сверхдержавы. Представители пяти стран регулярно собираются на встречах для обсуждения актуальных мировых проблем, а также ситуации в самих странах - членах объединения: ситуация в Бразилии, проблемы Южной Африки и ее участия в деятельности БРИКС, исключительная роль такого государства, как Китай, и др.

Индия является одной из стран-основательниц БРИКС, принимающих активное участие в деятельности этого объединения. Ещё до момента основания БРИКС возникали носящие региональный характер коалиции; в частности это группа ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), а также РИК (Россия, Индия, Китай), составившие позднее ядро БРИКС.

Внешняя политика Индии традиционно формировалась в контексте происходящих на региональном и глобальном уровне изменений. Думаю, что крушение биполярного мира, т.е. распад Советского Союза, оказал определенное влияние на коррекцию внешнеполитического курса Индии.

Изначально в индийской внешней политике прослеживались элементы идеализма, свойственного идеологии и взглядам великого индийского руководителя, основателя независимого государства Джавахарлала Неру. Надо было корректировать этот курс, который приводил то к обострению, то к улучшению отношений с США. Доходило и до вооруженных конфликтов с соседями. Поэтому Индия активно занималась поиском своего места в мире.

Если на первом этапе индийскому внешнеполитическому курсу было свойственно развитие отношений на двухсторонней основе, то уже к середине 90-х годов Индия стала расширять участие в многосторонних региональных, межрегиональных и межгосударственных объединениях. У французских политологов даже был такой термин, как "свободная геометрия", предполагающая активное участие любой страны в различных объединениях. Сегодня это явление – один из показателей формирующейся системы международных отношений.

В результате Индия участвует в целом ряде международных организаций и объединений. Совсем недавно она стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества, где до этого была наблюдателем. Страна входит в Южно-Азиатскую ассоциацию регионального сотрудничеств (СААРК), в объединение "Инициатива Бенгальского залива" (БИМТЕК), G20, Организацию Объединенных Наций, организацию государств Индийского океана. Таким образом, каждая страна может себе позволить одновременно принимать более активное или менее активное участие в деятельности целого ряда международных объединений и организаций.

Необходимо обратить особое внимание на отношения Индии со странами стратегического Евроазиатского региона. Прежде всего, сформировалось объединение трех стран - можно назвать его треугольником – Россия, Индия, Китай. Его роль усилилась после событий 11 сентября 2001 года; одним из серьезных факторов, объединивших эти страны, является необходимость противодействия радикальному политическому исламу. Учитывая ситуацию на Северном Кавказе, в Кашмире, как части территории Индии, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, для трех стран проблема радикального ислама имеет большое значение. Консолидация трех стран в этом направлении усилилась после активизации американской политики в Афганистане.

Индия сыграла важную роль в формировании группы БРИКС, объединившей РИК (Россия, Индия, Китай), с одной стороны, и ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), с другой стороны. Будучи активным членом обеих организаций, Индия продемонстрировала способность действовать в составе многосторонних альянсов.

Индия вошла в группу стран, развивающихся наиболее быстрыми темпами. Эта оценка ее роли и занимаемого ею места вполне оправданы. Индия и в среднесрочном, и в долгосрочном контексте приближается к статусу великой державы, которому соответствует ее людской потенциал: Индия занимает второе место в мире после Китая по численности населения–более 1,3 млрд. человек; ее природный, экономический, военный потенциалы и ее роль в мировых делах. Индия де-факто является ядерной державой, она проводила первые испытания в 1974 году при Индире Ганди, а в 1998 году они были продолжены, и ее ядерный статус был фактически подтвержден.

Один из наиболее известных индийских экспертов по стратегическим вопросам Раджа Мохан писал: "Индия вступает на мировую арену как первая за пределами географического Запада демократическая страна с обширной территорией, сильной экономикой, процветающей культурой, населением, отличающимся значительным этническим и религиозным многообразием". И это действительно так. По численности населения Индия превосходит Европейский союз. Многие штаты Индии, в которых проживает более ста, ста двадцати, ста тридцати миллионов человек, по европейским масштабам можно считать отдельными крупными государствами.

Ещё одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание: Индия – одна из самых молодых стран мира, так как 70% ее населения не достигли 30 лет. Это показатель того, что у страны есть будущее.

Что касается экономического роста, то в последние годы он составлял примерно 8,5–9%, но в период мирового кризиса он снизился примерно до 7,5%. При правительстве Индийского национального конгресса под руководством известного экономиста, государственного и политического деятеля Манмохана Сингха осуществлялась программа экономических реформ, благодаря которой Индия и стала одной из десяти стран с активно развивающейся экономикой.

Индия подтверждает свои лидирующие позиции, например, в таких областях, как производство и экспорт продукции электронной промышленности. В настоящее время продукция индийской электроники и индийское программное обеспечение пользуются спросом на мировом рынке. Она производит уникальные суперкомпьютеры и экспортирует их во многие страны, в том числе в развитые индустриальные государства.

Индия сегодня производит примерно четверть всех мировых лекарственных препаратов.

Страна базируется на ускоренном экономическом прогрессе, развитии современных информационных технологий и принимает особые меры для повышения военно-промышленного потенциала. Индия развивает внешние связи с государствами, которые производят военную технику и регулярно испытывают самые современные виды ракетной техники.

Индия осуществляет на постоянной основе экспедиции по изучению Арктики и Антарктики, причем, индийские исследователи не боятся ехать туда из тропического климата, тем самым пытаясь себя позиционировать в самых разных формах, разных аспектах – политическом, экономическом, военном, научно-технологическом. И действительно эта страна достигает значительных успехов в этих областях.

Тем не менее, для того чтобы утвердиться в качестве мировой державы, Индия должна принимать исключительные меры для борьбы с бедностью. Об этом заявляли, все правительства, находившиеся у власти после периода нахождения у власти Индийского национального конгресса.

Сегодня это правительство, возглавляемое лидерами националистической Бхаратия Джаната Парти во главе с Нарендрой Моди.

В настоящее время около 30% населения страны (примерно 400 млн человек) по-прежнему остаются ниже черты бедности, т.е. живут на 1–2 доллара в день. Поэтому для Индии очень важно вовлекать население страны в процессы производства, и потребления, повышать уровень его грамотности. Это очень серьезная программа, ведь действительно, огромные массы людей никоим образом не вовлечены в совершенно естественные для любой другой страны и любого общества процессы.

Но в складывающейся сегодня экономической ситуации есть и позитивные сдвиги. Это увеличение численности и роли среднего класса – наиболее действенной части населения, которая составляет приблизительно 300–400 млн человек. Это люди с образованием, люди занимающиеся бизнесом, те, кто могут себе позволить жить по современным критериям. Наблюдается явная тенденция к увеличению, росту численности среднего класса.

Хотелось бы напомнить о путях и возможностях укрепления внутриполитической стабильности. В Индии существует демократическая выборная парламентская система. Она действует практически без сбоев: за годы независимости было проведено 16 всеобщих выборов. Такая система обеспечивает законный переход власти. Индийский национальный конгресс (ИНК) был у истоков провозглашения и в первые годы независимости Индии; возглавлялся он такими известными лидерами, как Махатма Ганди, Дж.Неру, Индира Ганди.

В 1977 году Индира Ганди и руководимый ею ИНК проиграли выборы, и к руководству страной впервые за годы независимости пришла оппозиционная Джаната парти. Правда, уже через несколько лет снова стали возникать коалиционные правительства с главенствующей ролью Индийского национального конгресса, традиционно бывшего на вершине индийской политической жизни. Но постепенно эта ситуация уходила в прошлое.

Сегодня во главе страны стоит Нарендра Моди – представитель националистической индуистской партии (Бхаратия Джаната Парти), партии, которая пытается консолидировать общество на основе приверженности индуизму. Она может делать жесты в отношении ислама, сикхизма и других религий, но, тем не менее, ядро партии остается индуистским. Партия, с которой мы были достаточно тесно связаны, с которой мы устанавливали отношения после провозглашения независимости Индии как с правящей партией - Индийский национальный конгресс - находится в очень сложном положении. Во главе конгресса сейчас стоит Соня Ганди, вдова Раджива Ганди, и их сын Рахул, молодой человек, активно участвующий в политической жизни, часто выступающий на митингах и т.д. На победу Рахула Ганди делается ставка: он представитель молодого поколения, и в Конгрессе есть молодые перспективные силы

Ситуация в Индии определится по результатам парламентских выборов в мае 2019 году. В мае 2014 года. Бхаратия Джаната Парти одержала серьезную победу. Сейчас нет оснований предполагать, что у Конгресса есть предпосылки одержать верх в ходе следующих выборов. Сохраняется определенный скептицизм в отношении возможностей такого развития событий. Что касается российских интересов, то нам идеологически ближе Конгресс - секуляристская организация, в той или иной степени пытающаяся сохранять традиции отцов-основателей партии. Тем не менее, с Бхаратия джаната партии и ее лидерами у российского руководства установились дружеские деловые отношения.

Вернемся к БРИКС. Возникает вопрос, почему возникла организация именно в таком формате? Почему именно Бразилия, Россия, Индия и Китай сочли возможным основать новое международное объединение?

В 2005 году Goldman&Sachs опубликовали исследование на эту тему под названием "Насколько прочен БРИК?". Авторы отмечали, что благодаря своим масштабам и потенциальным возможностям, Россия, Бразилия, Индия и Китай будут играть решающую роль в мировых делах. Это самые населенные страны мира (Китай и Индия), с самыми быстрыми темпами роста; они могут оказаться в центре экономических процессов и могут быть привлекательными для иностранных инвестиций.

В чем же была заинтересована Индия в этот момент? Как считают индийские и мировые эксперты, Индия рассчитывала на поиск альтернативной модели, основанной на принципах многополярности, сбалансированного развития экономики и торговли, а также сохранения энергоресурсов планеты. Индия выступает за демократизацию мировой финансовой системы и финансовых институтов, рассматривает многие происходящие процессы как часть утверждения многополярного мира. В общем, Индия придерживается точки зрения, что коллективными усилиями надо вырабатывать коллективное мнение, общие подходы к развитию мировой политики и мировой экономики.

Известный индийский политик и политолог Шившанкар Менон видит три причины, по которым Индия заинтересована в участии в БРИКС. Первая – это возможность регулярного обмена мнениями руководителей пяти стран по проблемам глобальной финансовой и экономической ситуации. Вторая – это участие в подготовительной работе, которая осуществляется на уровне "второй дорожки" и встречах на академическом уровне, разработке методов и путей сотрудничества, и т.д. Третья – это возможность корректировки точек зрения лидеров по основным вопросам мировой политики.

В Индии считают, что одной из основных проблем, требующих выработки общего подхода стран БРИКС, является проблема энергетической безопасности, учитывая то, что Россия – это крупнейший производитель энергоносителей, а Китай и Индия – крупнейшие потребители. У Бразилии есть перспективы войти в десятку производителей нефти, она прилагает усилия для создания альтернативной энергетики (солнечная энергия, ветряная, биотопливо) наряду с Индией. Поэтому для развития экономики Индии и других стран обсуждение проблем, выработка общей позиции в рамках объединения БРИКС имеет большое значение.

По мнению аналитиков Goldman&Sachs, при благоприятных обстоятельствах Китай к 2041 году может превратиться в государство с самой развитой в мире экономикой. А Индия к 2035 году будет занимать третье место в мире. Но эти прогнозы висят в воздухе, поскольку общая система мировой экономики не дает оснований для поддержания стабильности в развитии.

Страны БРИКС вносят активный вклад в обсуждение и поиски решений таких мировых проблем, как многополярность, утверждение принципов международного права, обеспечение прав человека, нераспространение ядерного оружия. Индия, как известно, не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, потому что считает его дискриминационным и неэффективным. Ведь после его подписания в 1970 году, оружие продолжали испытывать, а часть стран оказались в дискриминированном положении. А значит, эта проблема остается открытой. Несмотря на сохраняющиеся различия в подходах к решению этой проблемы, в позициях Индии и России остается много общих подходов.

В 2010 году в ходе визита в Бразилию тогдашний премьер-министр Индии Манмохан Сингх выступил с призывом к более тесному сотрудничеству в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности, предложил внимательнее присмотреться к существующим возможностям в областях инвестиций, научных исследований и так далее. Он сказал: "Мы представляем четыре страны со значительными природными ресурсами, огромным населением и построенными на основе принципа разнообразия обществами. Мы стремимся обеспечить быстрый рост как собственных экономик, так и экономики той среды, которая может способствовать реализации планов развития".

Но пока еще объединение БРИКС, как и многие другие международные объединения, не вышло на уровень реального многостороннего сотрудничества. И в рамках БРИКС мы можем говорить о двухсторонних отношениях между странами, входящими в это объединение. Вряд ли сегодня можно назвать реальные экономические или финансовые проекты, в которых принимают участие все страны БРИКС.

Недавно организованный Новый Банк развития БРИКС является единственным реальным проектом, объединяющим все страны. А в основном мы исходим из оценок состояния двусторонних отношений в рамках трехсторонних или многосторонних объединений, когда речь идет, например, о РИК (Россия, Индия, Китай). Правда, и здесь каких-то конкретных проектов, которые могли бы объединить эти три великих крупнейших страны, сегодня нет. Есть общие позиции по ряду международных проблем, но указать на конкретный проект, развитие какой-то отрасли промышленности, сельского хозяйства, где участвуют сразу все страны, мы не можем (кроме Нового Банка развития, разумеется).

Страны БРИКС относятся к различным цивилизациям – иберо-американской, славянско-православной, индуистско-буддийской и конфуцианской. Однако между Индией и Китаем тысячелетиями существовали традиционные связи. Индия и Россия в течение двух веков также были связаны общими целями и общим пространством. Бразилия и Южная Африка расположены друг от друга на огромных расстояниях, а наше евразийское ядро – Россия – Индия – Китай – это единое геополитическое пространство. Интересно вспомнить, что Махатма Ганди начинал свою карьеру в Южной Африке, так что Индию и Южную Африку связывает невидимая нить. Таким образом, когда мы говорим о взаимодействии этих стран, то должны помнить, что объединению БРИКС присущи особые черты и характеристики.

Говоря об интересах Индии, можно сказать о ее заинтересованности в общих экономических проектах, возможности выстраивания с Россией отношений нового направления, в частности, связанных с поставками энергоносителей.

Мы знаем о существующих серьезных проблемах между рядом стран внутри БРИКС. Прежде всего, между Индией и Китаем сохраняются спорные территориальные претензии, а также проблемы, связанные с пребыванием Далай-ламы и тибетских беженцев на индийской территории. Это создает атмосферу взаимного недоверия. Хотя контакты есть – руководители двух стран Нарендра Моди и Си Цзиньпин поддерживают постоянные связи. Товарооборот между двумя странами составляет порядка 70 млрд долларов. А между Россией и Индией – всего 7,3 млрд долларов. Это в условиях нашего стратегического партнерства, взаимного уважения и дружбы.

Эксперты считают, что такую ситуацию можно исправить, только если в наши торгово-экономические отношения будет включена продукция наукоемких производств. Как бы то ни было, товарооборот с Китаем у Индии достиг высокого уровня, в отличие от достаточно низкого уровня товарооборота с Россией, несмотря на то, что Пекин и Дели продолжают оставаться в состоянии взаимного недоверия в политических и территориальных вопросах; сохраняются различные трактовки пограничной линии в районе Гималаев. В то же время активно развиваются их торговые отношения. По-видимому, прагматики с одной и другой стороны осознают важность этих отношений.

Однако недавно в районе Гималаев произошел очередной инцидент: на стыке границ Индии и Китая, в Тибете. Индийские пограничники были обнаружены на территории, которую Китай считает своей. Таким образом, можно говорить об отсутствии стабильности – всегда есть риск возникновения подобной ситуации вдоль границы. Индия считает себя пострадавшей стороной в территориальном вопросе, обвиняет Китай в незаконной оккупации отдельных участков ее территории. Но любой аналитик отдает себе отчет в том, что китайская сторона добровольно не отдаст ни одного квадратного метра территории, которую считают своей.

Речь идет о сохранении статус-кво, которое осложняется отдельными мелкими инцидентами.

Ещё один момент, осложняющий отношения Индии и Китая, – это отношения обеих стран с Пакистаном, который является военно-политическим и экономическим союзником Китая. Установившиеся в начале 60-х годов отношения Китая и Пакистана носили антииндийскую направленность. Сейчас Китай утверждает, что пакистанский фактор уже исключен из отношений Индии и Китая. Но на самом деле это не совсем так. Ситуация остается довольно напряженной. Можно определить отношения между Индией и Китаем как противоречивые – это и соперничество, и сотрудничество. В каких-то вопросах они вынуждены сотрудничать, но это не исключает элементы соперничества. И, скорее всего, оно будет сохраняться, потому что эти две великие державы, находящиеся в едином пространстве, будут бороться за утверждение своих доминирующих позиций.

Если говорить о сотрудничестве России с Индией как с нашим стратегическим партером, то и здесь имеется ряд проблем, включая низкий уровень торгово-экономических отношений и разногласия по ряду других вопросов. Но в основном Россия поддерживает Индию, в частности, в том, что она имеет право стать постоянным членом Совет Безопасности ООН. Мы фактически поддерживаем ее в конфронтации с Пакистаном, несмотря на то, что Пакистан – это важное крупное исламское государство, расположенное в зоне наших геополитических интересов и отношения с ним важны и с точки зрения интересов значительной части жителей России - мусульман. Кроме того, Пакистан является политическим и военно-стратегическим союзником Китая.

Следует констатировать, что базовые российско-индийские отношения – это важнейшая наша ценность и наше достояние.

Источник: http://infobrics.org/post/26036/

События