Александр Волков / БРИКС и «корейская проблема»: осторожные надежды

Александр Волков, доктор исторических наук – специально для ИнфоБРИКС

Корейский сюжет, который уже длительное время вызывает озабоченность и тревогу во всем мире, конечно же, привлекает пристальное внимание стран БРИКС. Тем более, что две страны его находятся в непосредственной близости от этого потенциального вулкана, который может взорваться в любую секунду: Россия и Китай граничат с КНДР.

История этого сюжета хорошо известна. Конфликт между двумя странами с разной общественно политической системой превратился в опасную глобальную проблему главным образом после того, как КНДР провела подземные ядерные испытания. Они вызвали протесты со стороны международного сообщества.

Совбез ООН принял резолюции, требующие от КНДР прекратить деятельность в ядерной сфере, исходя из принципа нераспространения ядерного оружия. Однако требование не было выполнено. Более того, руководство страны в последнее время стало открыто угрожать его применением другим странам. Недавно, в ноябре 2017 года. КНДР произвела запуск своей самой совершенной межконтинентальной баллистической ракеты, а в сентябре – мощнейшее подземное ядерное испытание. Другая сторона – Южная Корея - ответила на это крупнейшими в истории совместными с США учениями ВВС.

Позиция стран БРИКС по корейской проблеме, в том виде, как она сложилась к последнему времени, была сформулирована, в частности в рамках очередного саммита стран БРИКС в китайском городе Сямэнь, где обсуждение ситуации на Корейском полуострове стало одним из важнейших пунктов повестки дня. В Декларации саммита в Сямэне, принятой на форуме, записано: «Мы решительно осуждаем эти ядерные испытания, проведенные КНДР. Мы выражаем глубокую озабоченность в связи с продолжающейся напряженностью и длительной ядерной проблемой на Корейском полуострове, и подчеркиваем, что это должно быть урегулировано только мирным путем и посредством прямого диалога всех заинтересованных сторон».

Россия и Китай, как постоянные члены Совета безопасности ООН, поддержали резолюцию Совбеза о новых санкциях против Северной Кореи. Это взвешенное и значимое решение нашло поддержку в других странах объединения БРИКС.

Наши страны притом настаивали, что только путем жесткого давления, военных угроз, которые постоянно громко звучали из Вашингтона, проблему не решить. «Провокации, давление, воинственная и оскорбительная риторика – это путь в никуда» (Владимир Путин). Настаивая на переговорах без предварительных условий, Россия и Китай сами не разрывали общение с КНДР, продолжали его в различных формах, предложили и свое видение соответствующей «дорожной карты».

Начало 2018 года принесло неожиданные и породившие определенные надежды новости. События развивались стремительно. Средства массовой информации приносили их одну за другой. Менее чем за десять дней Пхеньян и Сеул прошли путь от новогоднего послания лидера КНДР Ким Чен Ына, в котором он подчеркнул необходимость улучшения отношений с южным соседом, до достижения двумя странами ряда важнейших договоренностей на министерском уровне.

По информации ТАСС, еще накануне нового года, 19 декабря, президент РК Мун Чжэ Ин предложил США перенести очередные совместные военные учения — Foal Eagle и Key Resolve — на период после Олимпиады. После этого лидер КНДР в своем обращении 31 декабря заявил, что готов направить свою команду на Олимпийские игры в Южную Корею. Сеул приветствовал заявление северокорейского лидера. "Успешный старт Игр будет способствовать установлению стабильности не только на Корейском полуострове, но и по всей Восточной Азии и во всем мире", — сказал официальный представитель президентской администрации Пак Су Хён.

Уже 3 января Сеул и Пхеньян восстановили линию спецсвязи в пограничной деревне Пханмунджом, а 5 января стало известно, что КНДР приняла предложение РК о проведении первых с декабря 2015 года переговоров на высоком уровне. Наконец, 9 января в Пханмунджоме встретились министр объединения РК Чо Мён Гюн и его коллега из КНДР — председатель Комитета по мирному объединению Кореи Ри Сон Гвон. А 10 января президент Южной Кореи заявил о готовности встретиться с Ким Чен Ыном, "если это поможет решению ядерной проблемы Севера, а также восстановлению межкорейских отношений".

Переговоры между Сеулом и Пхеньяном шли с десяти утра до восьми вечера. Глава делегации КНДР во вступительном слове выразил надежду, что "диалог принесет ценные результаты всему корейскому народу, став для него главным новогодним подарком".

"Подарок" оказался весомым. Стороны договорились о восстановлении горячей линии связи между военными двух стран (работа этого канала была прервана еще в 2013 году по инициативе КНДР); проведении консультаций между военными о снижении напряженности на межкорейской границе; продолжении консультаций на высоком уровне; активизации обменов в различных сферах (гуманитарной и спортивной); направлении на Олимпиаду в Пхёнчхане правительственной делегации КДНР, демонстрационной команды спортсменов по тхэквондо, болельщиков и состоящей из танцоров и музыкантов группы поддержки.

МОК пообещал взять на себя все расходы на снаряжение северокорейских атлетов. А в южнокорейском МИД заявили о возможности временного смягчения санкций для того, чтобы официальные лица КНДР могли посетить игры.

Эти события встретили как очень позитивные не только в странах БРИКС, но буквально во всем мире, в Москве и Пекине, в Вашингтоне и Оттаве. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, отражая, несомненно, настроения не только политических элит страны: "Мы приветствуем прямой непосредственный контакт представителей двух Корей, мы считаем, что только путем такого диалога возможно выйти на разрядку напряженности на Корейском полуострове, и это именно тот диалог, о необходимости которого последовательно говорило руководство РФ". В США тоже прозвучали одобрительные оценки происходящего. Хотя вице-президент Майкл Пенс акцентировал внимание на том, что давление на КНДР продолжится, пока она не откажется от ядерной и ракетной программ.

На встрече с руководителями отечественных средств массовой информации президент России Владимир Путин высказался относительно того, каким ему видится лидер КНДР Ким Чен Ын в качестве политика. Президент сказал, что поскольку он смог решить главную стратегическую задачу за счет создания ракет большой дальности, которые могут нести в себе ядерный заряд, северокорейского лидера смело можно назвать «абсолютно грамотным и зрелым политиком».

Главы государств Китая и Южной Кореи Си Цзиньпин и Мун Чжэ Ин в телефонном разговоре обсудили недавние переговоры на высоком уровне между югом и севером Корейского полуострова. Президент Южной Кореи поблагодарил китайского лидера за усилия на пути мирного решения проблемы.

Если подытожить впечатления от реакции на эти события в среде политиков и средств массовой информации, в том числе – России, Китая, других стран БРИКС, которые, судя по сообщениям СМИ, во многом солидаризируются с позицией своих союзников по объединению, то, пожалуй, это можно назвать осторожной надеждой.

Исчтоник: http://infobrics.org/post/26279/