Александр Волков / Страны БРИКС идут к новой эре в энергетике

Александр Волков, доктор исторических наук – специально для ИнфоБРИКС

На последнем заседании Римского клуба в докладе, написанном двумя президентами этого мирового мозгового центра Эрнстом Вайцзеккером и Андерсом Вийкманом при участии 34 других членов было заявлено, что окончание эры ископаемого топлива предопределено. Весьма вероятно, что она закончится быстрее, чем предсказывалось ранее. Стоимость чистой - солнечной и ветряной - энергии уменьшается с каждым годом, а её производство увеличивается в разы. Рост спроса на нефть остановится к 2020 году, а, если прав стэнфордский исследователь Тони Себа, переход на возобновляемые источники может произойти уже к 2030-му.

Эксперты дискутируют относительно сроков наступления новой эры в энергетике, однако большинство не оспаривает тенденцию. На практике продвижение к этой цели значительно различается в разных странах и прежде всего потому, что развитие альтернативной энергетики требует крупных инвестиций, а отдача их далеко не всегда сравнима с результатами использования традиционных источников энергии.

Авторы доклада Римского клуба подчеркивают в нем, что удивительные в этом смысле изменения происходят в Китае. Компартия провозгласила курс на строительство «экологической цивилизации», что было зафиксировано в конституции и нашло отражение в планах тринадцатой (2016-2020 гг.) пятилетки. Китай на глазах становится мировым лидером в области альтернативной энергетики: за четыре года производство солнечной энергии увеличилось в двадцать раз, к середине века страна намерена получать уже восемьдесят (!) процентов энергии из возобновляемых источников.

Сегодня Китай по количеству строящихся объектов таких источников энергии, в первую очередь ветроэлектростанций (ВЭС) и солнечных панелей, значительно опережает остальные мировые державы, в том числе США и страны ЕС. Это стало возможным именно благодаря выделению огромных инвестиций на развитие чистой энергетики, решение о которых было принято на высшем государственном уровне. Ядром активизации работы в этой области стал Национальный центр исследования возобновляемой энергетики (China National Renewable Energy Center (CNREC) . Цель этого центра - разработка «дорожной карты развития» альтернативной энергетики.

Помимо этого при непосредственном участии Госсовета КНР и CNREC была разработана комплексная «Программа по развитию новой энергетики», которая включает не только атомные электростанции, но также использование энергии ветра, солнца, биоэнергетику, технологии «чистого угля», интеллектуальные электрические сети и т.д. В опубликованных документах заявляется, что общие инвестиции Китая в проекты производства чистой энергии составили в 2017 году более 44 миллиардов долларов, что существенно превосходит показатель предыдущего года.

В России нет единого мнения насчёт перспектив альтернативной энергетики. В конце 2017 года этот вопрос снова всплыл на Гайдаровском форуме во время дискуссии главы Сбербанка Германа Грефа с главой компании «Роснано» Анатолием Чубайсом. По мнению Грефа, в ближайшие десять лет в РФ альтернативная энергетика едва ли будет иметь шансы на развитие. Однако банкир призвал не цепляться «за нефтяной хвост», а идти в ногу со временем и вводить в эксплуатацию ветряные и солнечные станции. Чубайс же ответил, что солнечная энергетика в России уже состоялась, а через год, скорее всего, окончательно состоится и ветряная.

В нашей стране существуют целевые показатели для развития ВИЭ: до 2020 года в стране должны быть построены солнечные электростанции с суммарной мощностью 1,6 ГВт. Самыми перспективными регионами для солнечных электростанций считаются Сибирь и Крым.

Актуальна для РФ и геотермальная энергия. Эксперты отмечают, что потенциал такой энергии превышает запасы органического топлива в 10–15 раз. Первая электроэнергия в России из геотермальных источников была получена еще в 1966 году на Паратунском месторождении (Камчатка). Именно тут началась промышленная эксплуатация Паужетской геотермальной станции, которая вырабатывает самую дешёвую электроэнергию на полуострове и по сегодняшний день.

Несмотря на то, что наших и зарубежных инвесторов более всего привлекают нефть и газ, приносящие высокие доходы, а внимание государства и предпринимателей более всего занимает грандиозное строительство новых нефте- и газопроводов, альтернативная энергетика развивается. Об этом говорят сообщения СМИ, которые лаконично перечислю ниже.

Так, ЛУКОЙЛ запустил в Волгограде солнечную электростанцию, начат отпуск электроэнергии в сеть. Завод компании «Хевел» по производству солнечных модулей в Новочебоксарске вышел на проектную мощность. В Республике Башкортостан введена в эксплуатацию Исянгуловская солнечная электростанция. ВетроОГК, дочка Росатома, заключила договор на разработку проектной документации строительства первой очереди ветроэлектростанции в республике Адыгея и с Мособлгидропроектом, входящим в группу РусГидро.

Осенью 2018 года завершится монтаж ветропарка в поселке Тикси в Булунском районе республики Саха (Якутия). Тот же «Хевел» построил вторую в Саратовской области солнечную электростанцию - Орлов-Гайскую. В 2018 года компания «Энел» намерена начать строительство ветропарка в Азовском районе Ростовской области. В республике Бурятия введена в эксплуатацию первая в регионе солнечная электростанция. К 2020 году в Алтайском крае, богатом солнечными днями, также планируется построить первую солнечную электростанцию.

Советы директоров РОСНАНО и финской компании «Фортум» утвердили создание инвестиционного Фонда развития ветроэнергетики в целях инвестирования в строительство ветропарков и запуска проектов по локализации производства ветроустановок, а также венчурных проектов в области возобновляемой энергетики. Стороны рассматривают возможность за пять лет построить и ввести в эксплуатацию ветропарки совокупной мощностью в несколько сотен мегаватт, что позволит занять значительную долю российского рынка ветроэнергетики.

Благодаря географическим и климатическим особенностям Российская Федерация обладает самым большим в мире ветропотенциалом. Создание Фонда и запуск проектов по локализации позволит сформировать в России две новых высокотехнологичных отрасли - производство оборудования для ветрогенерации и строительство и эксплуатация ветропарков. Можно привести еще не один подобный пример использования и разработки проектов развития альтернативной энергетики в России.

Другие страны БРИКС тоже все больше занимаются использованием разнообразных энергоресурсов. Например, Бразилия стала одной из первых стран Латинской Америки, где начали преобразовывать энергию морских волн. И это неудивительно, ведь протяженность ее береговой линии составляет более 8 тыс. км. Это первая промышленная страна, где альтернативная энергетика обеспечивает почти 90 процентов энергопотребления. С каждым годом здесь тратят все меньше энергии на производство того же количества товаров и услуг. Другими словами, экономика страны становится все более энергоэффективной в основном за счет активного использования энергии воды и ветра.

Успешный опыт «энергетической реформы» в Бразилии представляет большой интерес для многих государств, пытающихся перейти от использования ископаемых источников энергии к возобновляемым. Эта страна располагает самыми современными в мире технологиями создания биологического топлива. Ее модель производства этанола из сахарного тростника считается в ООН примером для подражания. Прежде всего, за счет самой низкой стоимости при самом высоком уровне экологической безопасности производства.

Власти ЮАР, занимающей пятое место по добыче угля, который обеспечивает большую часть потребности в электроэнергии, пошли по новому пути и теперь в их стране солнечная и возобновляемая энергетика быстро набирает обороты. Опыт республики показывает, как возобновляемая энергетика распространяется в развивающихся государствах благодаря ее удобству в добыче и использовании. Для ЮАР программа по возобновляемым источникам «превзошла самые высокие ожидания», заявляет Брейтенбах из «Independent Power Producer». Программа снизила затраты на солнечную и ветряную энергетику, позволив правительству уменьшить цены на получение энергии из возобновляемых источников путем проведения успешных аукционов.

Индия и Бразилия также запустили аукционы, подобные аукционам в Южной Африке, чтобы увеличить производительность возобновляемой энергетики. Индия сильно зависит от импорта нефти: более 30 процентов энергетических потребностей страны покрывается за ее счет, из которых 70 процентов импортируется. Поэтому энергетическая независимость является одним из ее важнейших приоритетов. Правительством были поставлены задачи по ее обеспечению к 2020 году и энергетической независимости к 2030 году. Согласно госпрограмме по развитию ВИЭ мощность солнечных электростанций в 2022 г. должна составить 22 ГВт.

К настоящему моменту среди основных действий, направленных на углубление и укрепление сотрудничества «пятерки» в сфере альтернативной энергетики можно выделить создание группы по развитию зеленой энергетики и экономики при Деловом совете БРИКС. В рамках VI саммита объединения в 2014 году президент Российской Федерации предложил создать «энергетическую ассоциацию БРИКС», «банк топливных резервов» и Институт энергетической политики БРИКС, однако это предложение пока не реализовано.

Проекты среди стран БРИКС на двухстороннем уровне гораздо успешнее. Солнечная электростанция с большим производственным потенциалом была построена в Южной Африке компанией Suntech Power Holdings, которая является одним из крупнейших производителей солнечных батарей в Китае. Активное сотрудничество в этой области наблюдается между Китаем и Бразилией. В бразильском городе Кампинас был открыт филиал китайской компании BYT по производству биоавтомобилей. Существует также площадка взаимодействия стран БРИКС на трехстороннем уровне Индия-Бразилия-Южная Африка (ИБСА), созданная в 2003 году. В рамках трехстороннего сотрудничества были созданы рабочие группы для содействия сотрудничеству в таких энергетических областях, как биотопливо, солнечная и ветровая энергетика.

Пожалуй, можно сделать вывод, что на нынешнем этапе сотрудничество стран БРИКС в области альтернативной энергетики оставляет желать лучшего. Тема неоднократно обсуждалась на саммитах сообщества и постепенно переходит из состояния «дискуссий» к «реализации», что продемонстрировал Новый банк развития БРИКС, предоставив финансирование на развитие ВИЭ четырем странам-членам БРИКС. Наибольшее число инициатив пока наблюдается на двухстороннем и трехстороннем уровнях взаимодействия стран «пятерки», что, по мнению некоторых экспертов, неудивительно, так как при этом трансакционные издержки ниже, чем при реализации проектов в рамках пятистороннего сотрудничества.

Так или иначе, страны БРИКС, очевидно, будут развиваться в соответствии с признанным не только Римским клубом, хотя им и провозглашенном лозунгом: "Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!"

Источник: http://infobrics.org/post/26401/

События