Александр Игнатов / Второе председательство ЮАР в БРИКС: Африка в центре внимания

Александр Игнатов, сотрудник Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Южно-Африканская Республика официально стала страной-председателем БРИКС 1 января 2018 года, переняв эстафету лидерства от Китая, на территории которого в Сямэне в сентябре 2017 г. прошёл 9-й саммит объединения. ЮАР ещё не представила повестку своего второго председательства в БРИКС и официальные приоритеты, оставляя актуальный вопрос о ключевых темах юбилейного 10-го саммита БРИКС открытым для обсуждения.

Основой для определения вероятных приоритетов ЮАР могут выступить результаты анализа особенностей национального развития этого государства, заявленных приоритетов его развития в формате многолетних планов развития ключевых отраслей, а также итоги первого председательства ЮАР в БРИКС в 2013-2014 гг.

Особенности и приоритеты национального развития ЮАР

К ключевым особенностям национального развития ЮАР следует отнести ряд факторов природно-географического и социально-экономического характера, часть которых обусловлена наследием эпохи апартеида. К таковым относится относительно высокий уровень бедности, распространенной преимущественно среди чернокожего населения страны, а также в целом высокий уровень разрыва в доходах. С точки зрения полезных ископаемых ЮАР является одной из наиболее обеспеченных ими государств Африканского континента, обладая, наряду с другими ресурсами, собственными запасами природного газа, пригодного для удовлетворения потребностей страны в энергии.

Эти особенности положения ЮАР определяют характер заявленных целей и задач национального развития – страна рассматривает в качестве приоритетов развития борьбу с бедностью (целевой показатель – снижение бедности по уровню дохода с 39% в ценах 2009 г. до нуля к 2030 г.) и имущественным неравенством (снижение коэффициента Джини с 0.69 до 0.6). Подобные приоритеты обусловливают то внимание, которое правительство ЮАР уделяет борьбе с безработицей, показатель которой значительно превышает аналогичный вдругих странах БРИКС (24,88% в ЮАР против 5,57% в России, 4,9% в Индии, 4,85% в Бразилии и 4,1% в Китае (2014 г.).

В качестве решения проблемы занятости населения рассматривается создание условий для опережающего экономического роста за счёт осуществления крупных инфраструктурных проектов, привлечения иностранных инвестиций, содействия укреплению региональных торгово-экономических взаимосвязей и включения местных производителей в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости.

Немаловажным с точки зрения долгосрочного развития страны является содействие развитию национальных научных и образовательных центров, наращивание компетенций ученых и экспертов из ЮАР, в частности, путём взаимодействия с партнерами по БРИКС в формате people-to-people, т.е. на уровне неформальных контактов. Такие приоритеты, цели и задачи отражены в ряде стратегических документов, например, в Национальном плане развития до 2030 года (National Development Plan 2030), а также ряде узкоотраслевых планов и стратегий (South Africa’s The New Growth Path; South Africa’s Agriculture Action Plan; South Africa Department of Science and Technology Strategic Plan for Fiscal Years 2015-2020 и др.).

ЮАР в системе органов ООН и институтах глобального управления

Приоритеты национального развития оказывают непосредственное влияние на взаимодействие ЮАР с зарубежными партнерами, в частности, со странами-членами БРИКС. Согласно Стратегии внешней политики ЮАР (South Africa’s Diplomatic Milestones), внешняя политика страны преследует целью создание внешних условий, способствующих реализации приоритетов Национального плана развития до 2030 года.

Краеугольным камнем внешней политики ЮАР, определяющим характер ее взаимодействия со странами-партнерами в ряде региональных и глобальных организаций и институтов является т.н. «Африканская повестка», т.е. концепция всестороннего развития стран Африканского континента в рамках которой ЮАР позиционирует себя в качестве представителя интересов стран «глобального Юга» во взаимодействии с развитыми странами с целью реформы системы глобального управления для более адекватного представления растущего влияния развивающихся стран. Эта концепция находит своё отражения в характере деятельности ЮАР в региональных объединениях - Африканском Союзе и САДК, продвигаемой повестке работы Совета Безопасности ООН, непостоянным членом которого ЮАР являлась в 2007-2008 гг. и 2011-2012 гг. (ЮАР активно поддерживает концепцию реформирования состава постоянных членов Совета Безопасности и включения в их список набирающих влияние стран Юга), а также в неформальных институтах глобального управления – «Группе двадцати» и БРИКС.

БРИКС в контексте политики ЮАР рассматривается как платформа для усиления влияния за пределами «родного» региона в интересах продвижения повестки реформ системы глобального управления и привлечения дополнительных ресурсов из-за рубежа (финансовых, интеллектуальных и пр.) для реализации приоритетов национального развития. Такая повестка определила характер приоритетов первого председательства ЮАР в БРИКС в 2013 г., лозунгом которого стал «БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития, интеграции и индустриализации» (BRICS and Africa: Partnership for Development, Integration and Industrialization). Решения, принятые в рамках итогового саммита в Дурбане были в основном направлены на преодоление недостатка финансирования масштабных проектов на территории развивающихся стран и поддержания их финансовой стабильности, большое внимание было уделено и вопросам социального развития.

Среди принятых решений следует выделить договоренность об учреждении Нового банка развития БРИКС с капиталом в размере 100 млн долл. США. В ходе саммита также состоялась встреча глав стран-членов БРИКС с делегатами африканских стран, на которой обсуждались вопросы экономического и политического взаимодействия института со странами «глобального Юга» - такие форумы прочно вошли в повестку последующих председательств и имели место в период председательства Бразилии (встреча с представителями латиноамериканских стран), России (встреча с представителями государств-членов ШОС и Евразийского экономического союза), Индии (встреча с представителями стран БИМСТЕК) и Китая (встречи с делегатами из Египта, Гвинеи, Таджикистана и Таиланда).

Всего по итогам саммита в Дурбане были приняты 47 конкретных решений, большая часть из которых относится к сфере финансового регулирования (18), содействия социальному и научному развитию, развитию сельского хозяйства (10), укреплению региональных взаимосвязей и безопасности (11). Был отмечен общий рост количества решений в области развития, здравоохранения и образования по сравнению с предшествующими периодами.

В ходе последующих председательств Бразилии, России, Индии и Китая продолжился рост количества решений, принимаемых в сфере макроэкономической политики, усилилось внимание стран-членов БРИКС к вопросам развития науки, внедрению ИКТ, улучшения качества предоставляемых образовательных услуг; мощный импульс к развитию получила антикоррупционная повестка; сохраняют своё положение вопросы реформирования системы глобального управления. Вопросы региональной безопасности в течение последующих председательств были в основном сконцентрированы вокруг ситуации на Ближнем Востоке (Ирак, Сирия, арабо-израильский конфликт) и в Афганистане.

Прогнозируемые приоритеты второго председательства ЮАР в БРИКС

Принимая во внимание рассмотренные особенности, можно сделать прогноз относительно наиболее вероятных приоритетов второго председательства ЮАР в БРИКС. Скорее всего страна выдвинет в качестве приоритетов председательства вопросы, связанные с «Африканской повесткой» и её реализацией в различных областях, прежде всего, в сфере макроэкономической политики, социального развития и реформы системы глобального управления.

В блоке экономических вопросов в качестве приоритетных ЮАР может выдвинуть такие, как привлечение средств для осуществления долгосрочных инфраструктурных проектов, наращивание технологического обмена для сглаживания структурных несоответствий между странами региона, содействие свободной торговле в интересах углубления региональных экономических взаимосвязей. В список приоритетов могут войти наращивание товарооборота между странами БРИКС и странами Африки, а также включение местных производителей в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости.

Социальная повестка в приоритетах председательства ЮАР в БРИКС может быть представлена вопросами содействия развитию образования и здравоохранения в странах Африканского региона. Учитывая итоги саммита в Сямэне, ЮАР может предложить партнерам по объединению обмен опытом и практиками в деле улучшения эффективности систем раннего эпидемиологического оповещения, а также улучшение качества подготовки специалистов в области медицины путем активизации международных контактов, в том числе неформальных.

Реформа институтов глобального управления, будучи включенной в список приоритетов БРИКС, скорее всего, будет сфокусирована на ожидаемом пересмотре квот МВФ и выработке общей позиции стран-членов БРИКС. Не исключено, что ЮАР вновь обратится к вопросу реформы системы органов ООН и включения в Совет Безопасности новых постоянных членов из числа развивающихся стран.

Менее вероятно выдвижение ЮАР в числе приоритетов председательства вопросов региональной безопасности. Повестка безопасности в контексте приоритетов национального развития ЮАР и её региональной политики может подразумевать усиление роли механизмов Африканского союза в обеспечении мира и стабильности в «проблемных» точках Африки – Ботсване, Сомали, ЦАР и других, что несколько расходится с устоявшимся в рамках БРИКС фокусом на Ближний Восток и Афганистан и, возможно, в итоге окажется невостребованной среди партнеров по объединению.

Источник: http://infobrics.org/post/26349/

События