Андрей Шелепов / Устойчивость проектов – новый приоритет для Нового банка развития БРИКС

Андрей Шелепов, научный сотрудник Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - специально для ИнфоБРИКС

В июле 2018 года ЮАР примет десятый юбилейный саммит БРИКС. Встреча пройдет на фоне сохраняющихся экономических проблем, с которыми сталкиваются все пять стран объединения, а также нестабильной политической ситуации в Южной Африке и Бразилии. Вероятно, критики БРИКС вновь поднимут вопрос о жизнеспособности объединения и его перспективах. В этих условиях на первый план вновь выйдет практическое взаимодействие и конкретные инициативы сотрудничества пятерки стран, способные оказать положительное влияние в экономической и социальной сфере. Самым очевидным и наиболее приемлемым вариантом является укрепление этого сотрудничества через Новый банк развития (НБР).

НБР отметил второй год своей полноформатной работы ростом объемов и качественными изменениями подходов к кредитованию стран-членов. В конец августа 2017 года совет директоров банка одобрил четыре проекта (два в Китае, по одному – в России и Индии), предусматривающие выдачу кредитов на общую сумму более 1,4 млрд долл. США. Новый пакет проектов не только увеличил кредитный портфель НБР с 2 до примерно 3,5 млрд долл. США, но и расширил список приоритетных для банка направлений финансирования. Первые проекты, поддержанные НБР, были связаны с развитием возобновляемой энергетики.

Новый пакет включил разнообразные приоритеты: от информационных технологий до энергосбережения. Среди проектов – создание инфраструктуры для предупреждения наводнений в Китае, строительство систем водоснабжения и канализации в Индии, модернизация информационных систем для судебной системы РФ. Позднее были одобрены еще два проекта на сумму более 400 млн долл., в том числе строительство восточного автодорожного обходы Уфы. НБР имеет масштабные планы на будущее: к 2021 году будет поддержано до 50 проектов.

Согласно Стратегии НБР на 2017-21 гг., примерно две трети всех проектов, финансируемых банком, будут направлены на устойчивое развитие инфраструктуры. С учетом того, что объемы кредитования НБР пока заметно ниже показателей «традиционных» региональных банков развития (например, Азиатский банк развития за 2017 г. одобрил финансирование почти 300 проектов на сумму около 29 млрд долл.), заявленная им приверженность созданию устойчивой инфраструктуры, пожалуй, является важнейшим конкурентным преимуществом, определяющим его собственную нишу в системе многосторонних банков развития.

Интерес большинства стран мира к созданию инфраструктуры, соответствующей целям устойчивого развития, обусловлен тем, что в 2016 г. вступило в силу Парижское соглашение по климату. 195 стран, на которые приходится почти 99% мировых выбросов парниковых газов, подписали это Соглашение, выразив намерение действовать в русле единой глобальной стратегии по борьбе с изменением климата. Каждая из этих стран представила индивидуальный добровольный план, в котором излагается, как она намерена перевести свою национальную экономику на более низкоуглеродную траекторию роста.

После недавнего заявления США о выходе из Парижского соглашения страны БРИКС, четыре из которых входят в шестерку стран с самыми большими выбросами парниковых газов, могут стать новыми лидерами в коллективных усилиях мирового сообщества по борьбе с изменением климата.

При этом важнейшим вопросом остается поиск путей финансирования устойчивого развития. Реализация добровольных планов в рамках Парижского соглашения займет годы, однако очевидно, что большинство из них в конечном итоге будут выполняться. С учетом того, что к 2030 г. глобальный спрос на инфраструктурное финансирование может составить более 90 трлн долл. в сравнении с текущими оценками показателя примерно в 50 трлн долл., важнейшей задачей становится обеспечение инвестиций в создание новой инфраструктуры, соответствующей принципам устойчивого развития.

В связи с этим НБР важно обеспечить полное соответствие проектов принципам устойчивости. Решение этой задачи имеет важнейшее значение, поскольку уставные документы НБР и его пятилетняя стратегия сфокусированы на уникальной роли банка, поддерживающего именно устойчивое развитие.

Важно отметить, что в настоящее время в среде экспертов нет единого устоявшегося определения и единого подхода к понятию устойчивой инфраструктуры. Таким образом, позитивным шагом с точки зрения имиджа НБР, повышения заинтересованности инвесторов и клиентов могла бы стать выработка рабочего определения устойчивой инфраструктуры и механизмов оценки фактической устойчивости поддерживаемых банком проектов исходя из этого определения.

Эти инструменты помогут НБР проводить политику, полностью соответствующую зафиксированному в Статьях соглашения мандату. Новому банку развития целесообразно использовать опыт других финансовых институтов, которые разработали собственные методологии оценки устойчивости проектов в области инфраструктуры.

В частности, негативные последствия проектов в области устойчивой инфраструктуры для окружающей среды и местных сообществ необходимо минимизировать при помощи специальных защитных положений. Однако в традиционном виде такие положения не обязательно способствуют реализации всех выгод проектов в области развития. Таким образом, чтобы с полным основанием считаться устойчивыми, инфраструктурные проекты НБР должны предусматривать не только компенсацию или смягчение неблагоприятных воздействий на окружающую среду и уязвимые группы населения, но и выходить за рамки подхода «не навреди», создавая позитивные эффекты.

Кроме того, НБР следует помнить о трех компонентах устойчивого развития – социальном, экологическом и эконмическом. Банк должен проявлять достаточную гибкость, с тем чтобы делать акцент на том или ином компоненте в зависимости от условий и приоритетов развития страны-заемщика. Даже в нынешнем «узком» составе членов банка эти приоритеты заметно различаются: Бразилия и Индия больше внимания уделяют социальным аспектам, Китай – поддержанию темпов экономического роста. Что касается социального измерения устойчивого развития, необходимо стремиться к адекватному отражению интересов и прав граждан в политиках банка, учитывая, что многие традиционные институты развития справедливо критикуются за формальный подход к этому вопросу.

Наконец, можно рекомендовать НБР разработать финансовые и нефинансовые стимулы для привлечения заявок на финансирование проектов, в большей степени отвечающих критериям устойчивости. Снижение ставок или продление срока кредитования проектов с более высокой устойчивостью будет способствовать восприятию концепции устойчивого развития не как источника дополнительных требований, бюрократических формальностей или рисков, а как набора принципов, реально помогающих увеличить отдачу от проектов в области развития.

Такой подход с акцентом на устойчивость может сделать НБР подлинно новым банком развития, обеспечив важные конкурентные преимущества в сравнении с традиционными финансовыми институтами.

Источник: http://infobrics.org/post/26421/​