Русские диаспоры в странах БРИКС / Шахноза Сарикова

Шахноза Сарикова, стажер НКИ БРИКС

Не секрет, что эпоха экономической глобализации, несущая как благо, так и множество новых вызовов человечеству, позволяет нивелировать не только таможенные барьеры и географическую отдаленность субъектов взаимодействия, но и культурную пропасть между ними, а значит минимизировать возможность возникновения кризиса в диалоге цивилизаций. Наш мир давно перешел в систему 2.0, для которой характерно свободное взаимодействие, выстраиваемое по принципу сети или сообщества.

Сегодня центральную роль в этом процессе занимают новые центры силы, чье активное, не обремененное бюрократическими оковами, взаимодействие в различных сферах оказывает влияние на окружающую среду в планетарном масштабе. Россия представляет собой один из таких центров силы. Вопреки расхожему мнению не только США и Китай умеют пользоваться своей «мягкой» силой. Распространение культуры и языка, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, формирование благоприятного имиджа – одна из стратегических задач внешней политики России. И в первую очередь она направлена на то, чтобы наладить устойчивый диалог культур со своими стратегическими партнерами – странами БРИКС.

БРАЗИЛИЯ

В сентябре 2017 года Россия и Бразилия подписали соглашение об открытии культурных центров. Главы внешнеполитических ведомств отметили, что это укрепит стратегическое партнерство и обозначит твердый настрой к дальнейшему развитию российско-бразильских отношений. Если говорить о построении межгосударственных отношений, то одно из первых мест по своей важности занимает, конечно же, гуманитарный аспект. Учитывая тот факт, что понятие культуры само по себе предполагает совокупность материальных и духовных богатств человечества, а культура политическая сводится к социальному строю, идеологии, религиозным конфессиям, человеческим ценностям, историческим традициям и народному характеру, то становится очевидной взаимосвязь международных отношений с особенностями ведения дипломатии в разных странах. Именно духовно близкие страны составляют в большинстве случаев некую общность («сообщество») на мировой арене. А для того, чтобы культурно сблизиться, необходимо разделить свои обычаи и традиции, язык со своим оппонентом.

Открытие российских культурных центров в странах БРИКС как нельзя лучше способствует сближению наших стран. Открытие подобного центра в Сан-Паулу летом 2017 года – весомый вклад в копилку развития российско-бразильских отношений. Президент России Путин высоко оценил перспективы углубления сотрудничества с Бразилией. Дипломатические отношения с этой страной были установлены почти 190 лет назад, причем это была первая латиноамериканская страна, с которой у России были установлены официальные межгосударственные связи. История культурного же взаимодействия уходит корнями в начало двадцатого века, на протяжении которого имели место около пяти волн эмиграции русских в Бразилию.

Первая произошла сразу после революции 1917 года, вторая была связана с Великой Отечественной Войной – огромное число людей покинуло Советский Союз по разным причинам. Третья была после 1953 года, когда правительство Китая потребовало выезда иностранцев из страны, в том числе русских из города Харбин, которые там жили со времен строительства Транссибирской железной дороги, а также приехали после 1917 года. Четвертая волна эмиграции пришлась на начало 60-х годов, когда в основном в США, Израиль и Канаду, а также во множество других стран, в в том числе и Бразилию, уезжали российские граждане еврейского происхождения. И в довершение в 90-е годы происходила так называемая «утечка мозгов», повлекшая за собой пятую волну.

На сегодняшний день в Бразилии проживает около 35 тысяч выходцев из России, большинство из которых, подобно староверам, бежавшим туда в 1906 году, стремятся сохранить свою культурную идентичность. В связи с этим в Сан-Паулу, например, находятся шесть русских православных церквей, два культурно-благотворительных общества («Надежда» и «Родина»), культурное общество русского фольклора «Группа Волга» и хор «Мелодия». В Рио-де-Жанейро также существует небольшая русская диаспора: в столице штата действуют русский православный храм имени Св. Мученицы Зинаиды (православная церковь есть и в г. Нитерой), ассоциация «Русский дом», Центр Славянской Культуры, Бразильско-русский институт культуры им. М.Ю. Лермонтова. Кроме того, в Бразилии, как и во всей Латинской Америке, имеет большую популярность Школа балета Большого театра в Жоинвилле, которую на сегодняшний день можно назвать одним из главных источников «мягкой» силы России в Бразилии.

КИТАЙ

Эмигрантские корни есть также и у китайской диаспоры, впрочем, как и у любой другой. На протяжении всего своего существования человеку было свойственно стремиться к лучшей жизни, даже если путь к ней пролегал через тернии. Бегство ли от гражданской войны в начале двадцатого века, подъем трудовой миграции на рубеже двадцать первого или спасение от экономического кризиса сегодня – всё это попытки обеспечить себе жизнь не то чтобы комфортную, но хотя бы лишенную больших проблем в масштабе отдельно взятой ячейки общества.

Особенности современного русского сообщества в Китае как никогда ранее сопряжены с трудностями. За последние годы правительство во многих сферах значительно закрутило гайки и намерено продолжать действовать в этом духе. Связана такая тенденция в первую очередь с экономическими особенностями – пока Россия пребывала в кризисе, Китай, напротив, планомерно превращался в развитую страну, и сейчас является своего рода флагманом среди стран третьего мира. Такое положение дел позволяет государству контролировать поток мигрантов, давая понять, что заинтересовано только в нужных и полезных. Рабочую визу, например, стали давать только на определенные специальности, подходящие в основном «белым воротничкам». Русский человек уже не сможет устроиться гидом для туристов или официантом. Ужесточены требования к регистрации, получению вида на жительство, жилплощади, образования и здравоохранения.

Если часть проблем связана с бюрократическими трудностями, то львиная доля приходится также и на финансовый аспект. Не вдаваясь в экономические подробности, можно отметить, что за последний год стоимость жилья в крупных городах возросла на 40%, а затраты на образование начинаются от 1,5-2 тысяч долларов в год в начальных классах, дальше – больше. Хоть для иностранцев цены и ниже, но все равно исчисляются тысячами, и часто даже состоятельные китайцы предпочитают обучать своих детей в России или странах Европы, где по китайским меркам образование стоит недорого.

И все же, несмотря на падение рубля, массовый исход российских заказчиков с китайского рынка, рост цен и экологические проблемы, русские в КНР остаются. Количество уезжающих в последние два года ощутимо увеличилось, однако массового исхода не наблюдается. Главная причина – невозможность найти работу на родине. Кроме того, большинство уверено, что в Китае намного безопаснее, чем в России. Многие не готовы отказаться от того уровня комфорта, к которому привыкли в КНР. Некоторые психологически не могут пожертвовать ощущением эйфории, возникшим после переезда из российского захолустья, скажем, в 20-миллионный Шанхай с его небоскребами, ресторанами и прочими благами цивилизации.

Китай никогда не станет для мигрантов полноценной второй родиной. Небольшую вырождающуюся общину этнических русских – полноправных граждан Китая, можно было пополнить сто лет назад, сейчас же мигранты проводят в стране в среднем 4-5 лет, используя ее лишь как одну из остановок на пути к счастливой оседлости. Но именно в таких условиях они превращаются в феномен, способный сыграть в развитии отношений с Китаем первую скрипку. Российская община в КНР существует и будет существовать, несмотря на проблемы. Это данность, которую нужно признать и научиться извлекать из нее пользу.

ИНДИЯ

Более позитивное положение дел складывается у русских сообществ в Индии. Россия и Индия давно находятся в дружественных отношениях – заложив фундамент крепких торгово-дипломатических связей еще в семнадцатом веке, окончательно их укрепили в период, когда Советский Союз оказывал Индии помощь в реабилитации после деколонизации индийского субконтинента. Тогда огромная, почти безграмотная, аграрная страна еле стояла на ногах и сводила концы с концами, стороннее вмешательство было ей необходимо. На первых порах государства вели совместное укрепление тяжелой промышленности и постепенно перешли к развитию культурных, экономических, торговых и политических связей, что дало в результате очень прочные теплые взаимоотношения, которые заметны не только в политическом контексте, но и в повседневной жизни.

Население Индии положительно относится к русским, будь то мигранты, туристы или вольные путешественники. И тому есть основания – законом в Индии созданы благоприятные условия для торговли и ведения бизнеса, что выгодно как тем, кто собирается заняться предпринимательством, так и самой стране, которая разрешает вкладывать сторонние средства в свою экономику. Государство строго следит за тем, чтобы инвесторы не страдали от местных чиновников, а сами бизнесмены получают неплохую прибыль, импортируя к себе на родину дешевые товары из Индии.

Однако сейчас большинство русских в стране всё же являются туристами. По некоторым оценкам в разгар сезона на Гоа каждые десять дней отдыхают примерно 3500 россиян. В ряде случаев этот контингент, приехавший на несколько дней в отпуск, превращается в другую категорию туристов, которые решают остаться в Индии навсегда, потому что там они чувствуют себя комфортнее. Открытость российской экономики и облегченный визовый режим позволяют без труда осуществить эмиграцию, и по последним подсчетам русская община в Индии уже насчитывает более двух миллионов человек. Отдельные районы неформально называются «маленькой Россией» из-за большого количества русскоговорящего населения, причем за так называемых русских считаются выходцы из всех бывших республик Советского Союза.

Основной наплыв русских мигрантов пришёлся на начало нулевых. Только закончились лихие девяностые. Люди, сколотившие небольшие состояния и не знающие как применить их на родине, попали в страну, где могли чувствовать себя практически миллионерами. Так и было положено начало устоявшемуся уже явлению русских в Индии, которое из года в год только укореняется и способствует развитию и процветанию государства, в связи с чем к русской диаспоре относятся дружески и уважительно.

ЮАР

В конце девятнадцатого века, после того как по миру разнеслась весть об открытии золотых и алмазных месторождений в Южной Африке, туда хлынула первая крупная волна переселенцев из России. Эти люди не были первыми русскими в стране – раньше там появлялись беглые матросы, которые не хотели отдавать службе в армии двадцать пять лет своей жизни, и были вынуждены приспосабливаться к нелегкой жизни на чужбине, в итоге почти полностью ассимилируясь. Открытие же богатых приисков привлекало поток мигрантов, но их все равно отпугивало отдаленное расположение незнакомой страны, с которой Российская империя только начала налаживать экономические связи.

Момент угасания золотой лихорадки совпал с ужесточением иммиграционного законодательства в ЮАР, что еще больше повлияло на снижение количества русских в стране, которое неминуемо свелось бы со временем к нулю, если бы не Вторая мировая война. В ходе нее многие русские семьи съехались в Южную Африку из Франции и Германии, организовав в 1952 году «Общество русских эмигрантов». Однако дети этих переселенцев охотнее называли себя южноафриканцами, не заботясь о связях с родной культурой, вследствие чего в 1973 году русская диаспора официально была названа вымирающей. Спасло ее приближение перестройки, и в конце 80-х годов прибыла очередная партия эмигрантов, которые проживают в ЮАР и по сей день.

Сейчас там находятся по разным оценкам от шести до восьми тысяч русских, и их жизнь сопряжена с рядом трудностей. К примеру, прослеживается четкая тенденция к наделению большими правами черных граждан. Предприятия вводят квоты для приема белых людей, становится более сложными процедуры получения вида на жительство и разрешения на работу, и очень многие «отсеиваются». Оставшиеся сумели обеспечить себе хорошее качество жизни, какого не могут достигнуть те, кто приезжает сейчас и сталкивается с ограничениями. Две основные сложности в ЮАР – это поиск работы и преступность. Нынешние переселенцы мигрируют в связи с экономическими причинами и не заинтересованы в поддержании контактов с соотечественниками, не стремятся сохранить общность, и живут преимущественно своей жизнью.

Для тех же, кто склонен держаться вместе, существует несколько организованных общин, например русский православный храм Московского патриархата в честь преподобного Сергия Радонежского, расположенный в Йоханнесбурге – считается, что именно это сообщество по-настоящему объединяет русскоязычных иммигрантов. Единение необходимо той части переселенцев, кто не уверен в своем будущем в ЮАР, что, впрочем, не означает готовности покинуть страну – русский человек уже преодолел столько препятствий, что вряд ли так просто оставит мечту о хорошей работе, своем доме с садовником и безбедной жизни. Тех, кто успешен, на историческую родину не тянет.

В заключении хочется сказать, что какими бы ни были условия жизни в родной стране, человека всегда будет тянуть в неизвестность, и какими бы он ни был в чужой – он будет скучать по дому. Задача объединений государств в этом контексте – не просто заботиться о развитии и экономическом благополучии на макроуровне, но и прилагать максимум усилий на благо населения, как коренного, так и прибывшего из далеких земель. В условиях всеобъемлющей глобализации важно, чтобы страны БРИКС стремились к устойчивому и инклюзивному развитию, результаты которого смогли бы ощутить все их жители, независимо от происхождения.

Источник: http://infobrics.org/post/27112/

События