Министры экономики и внешней торговли БРИКС определили вектор дальнейшего развития объединения / Евгения Дрожащих

Евгения Дрожащих, главный специалист-эксперт департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации

В Магалисбурге (ЮАР) состоялась 8-я встреча министров экономики и внешней торговли БРИКС. Мероприятие значимое, особенно учитывая приближение к главному событию этого лета для стран-членов объединения – 10-му саммиту, который пройдет 25-27 июля в Йоханнесбурге. Результаты министерской встречи по традиции будут зафиксированы в итоговой Декларации глав государств, определяя вектор дальнейшего развития объединения в торгово-экономическом измерении.

Анализируя Совместное коммюнике, подписанное министрами по прошествии ряда заседаний рабочих групп, а также Контактной группы БРИКС по торгово-экономическим вопросам, можно отметить ряд новых по сравнению с 2017 г. акцентов.

Если в год председательства Китая в БРИКС страны объединения сосредоточились на «укреплении партнерства во имя безоблачного будущего» – в целом достаточно широкой повестке (хотя и с «китайской спецификой» с точки зрения вынесенных «на первую линию» тем), то девиз ЮАР «БРИКС в Африке: сотрудничество для достижения инклюзивного роста и благосостояния в условиях четвертой промышленной революции» обусловил появление в коммюнике лейтмотива «развития». В целом продолжив линию на преемственность и реализацию выдвинутых ранее в рамках объединения инициатив, Южно-Африканская Республика обратила большее внимание на проблемы развивающихся и наименее развитых государств. В частности, эта тема ярче всего отражена в блоках «Текущее состояние дел в ВТО» и «Сотрудничество стран БРИКС в сфере инклюзивного развития электронной торговли».

Примечательно, что в Совместном заявлении по итогам 8-й встречи министров экономики и внешней торговли БРИКС блок о поддержке многосторонней торговой системы оказался вынесенным с седьмого на второе место, причем, как отмечено, его содержание более детально развернуто в приложениях (Заявление БРИКС по поддержке инклюзивной многосторонней торговой системы и Заявление БРИКС по вопросам ВТО). Министры подтвердили приверженность многосторонней торговой системе, основанной на принципах транспарентности, недискриминации, открытости и инклюзивности, механизмом воплощения которой является ВТО.

Отметив необходимость оказывать противодействие протекционистским мерам, министры подчеркнули, что правила глобальной торговой системы устроены так, чтобы приносить пользу всем ее участникам. Именно здесь делается акцент на потребностях развивающихся и наименее развитых стран, которым также справедливо «полагается доля» в глобальной торговой системе. Это является прямым ответом на сложившуюся в мире проблему подрыва механизма урегулирования споров ВТО, наиболее ярким примером чему служит развернувшаяся торговая война США и Китая.

Обращает на себя внимание блок по электронной торговле. Более развернутый в Рамочном документе по сотрудничеству в сфере инклюзивного развития электронной торговли, он содержит, помимо прочего, признание министрами необходимости исследовать аспекты «развития» и возможные социально-экономические последствия электронной торговли для обеспечения устойчивого развития и инклюзивного роста. В частности, отмечается важность преодоления цифрового разрыва. При решении этой задачи предлагается взять на заметку результаты Доклада «Information Economy Report 2017 on Digitalization, Tradeand Development», подготовленного Отделом технологии и логистики ЮНКТАД (в этой работе содержится целая палитра вопросов, касающаяся цифровой экономики в целом, отдельных аспектов электронной торговли и, что более важно, наращивания технологического потенциала развивающихся и наименее развитых стран). В продолжение этой мысли министры также признали целесообразность обмена опытом в сфере содействия развитию посредством электронной торговли.

Далее, в отдельный пункт коммюнике вынесено одобрение инициативы ЮАР актуализировать Совместное исследование в сфере торговли БРИКС, впервые опубликованное в 2014 г. (упоминание о котором отсутствует в документе 2017 г.). Предполагается, что страны совместными усилиями проведут исследование перспектив торговли товарами с добавленной стоимостью внутри БРИКС и, таким образом, откроют для себя новые экспортные/импортные возможности.

Рамочный документ о расширении экономического и технического сотрудничества между странами БРИКС, принятый на 7-й министерской встрече в Шанхае (и регламентирующий сотрудничество и обмен опытом в сфере торговли и инвестиций, электронной торговли, прав интеллектуальной собственности, торговли услугами и др.), получил более точечное и детальное развитие в Рамочном механизме по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценке соответствия для расширения сотрудничества в сфере торговли странами БРИКС. Ожидается, что этот документ будет положен в основу практического взаимодействия стран объединения в сфере наращивания торговли товарами.

В поддержку принятой в 2017 г. Программы сотрудничества в упрощении инвестиционной деятельности между странами БРИКС в 2018 г. министры заложили в блок «Углубление инвестиционного сотрудничества внутри БРИКС» положение о проведении 25 июля 2018 г. Делового форума БРИКС. В год председательства ЮАР это мероприятие должно не просто стимулировать рост прямых иностранных инвестиций в страны БРИКС в целом, но и привлечь внимание со стороны инвесторов к ключевым проектам в Африке.

Интересно, что особое развитие получила тема сотрудничества в сфере прав интеллектуальной собственности. По итогам встречи в Совместное заявление включены три приложения в поддержку функционирования Механизма по сотрудничеству БРИКС в сфере интеллектуальной собственности (BRICS IPRCM) и в развитие Руководящих принципов по сотрудничеству в сфере интеллектуальной собственности стран БРИКС, принятых в 2017 г. для определения основных направлений деятельности этого механизма. В частности, речь идет о трех документах: Рамочные основы реализации Механизма по сотрудничеству в сфере интеллектуальной собственности стран БРИКС, План действий стран БРИКС по сотрудничеству в сфере интеллектуальной собственности и Структура справочника по правам интеллектуальной собственности в странах БРИКС. Исходя из текста коммюнике, можно сделать вывод, что эти приложения должны иметь практическую ценность для владельцев объектов интеллектуальной собственности и их пользователей.

Продолжая прорабатывать вопрос сотрудничества в сфере торговли услугами, под председательством ЮАР министры обозначили важность унификации подходов к сбору соответствующих статистических данных профильными организациями. Обмен информацией и совместные образовательные программы позволят странам БРИКС сформировать единый подход к развитию торговли услугами, отталкиваясь от общих «вводных данных».

В итоговом документе 8-й встречи министров экономики и внешней торговли БРИКС наряду с другими отражена тема сотрудничества микро-, малых и средних предприятий (ММСП). Министры, выражая намерение содержательно наполнять Рамочный документ о сотрудничестве ММСП, приняли решение продолжить работу по формированию Рабочей группы по ММСП. При этом, согласно документу, предусматривается назначение странами БРИКС контактных лиц, которые будут координировать деятельность по определению повестки и полномочий будущей Рабочей группы.

В блок «Другие вопросы» Совместного коммюнике, в частности, вошли инициативы, которые Россия активно продвигала в год председательства ЮАР в рамках Контактной группы БРИКС по торгово-экономическим вопросам. Здесь фигурируют инициатива по созданию Делового женского альянса БРИКС, предполагающая поддержку женского предпринимательства, инициатива по проведению экспертного диалога в сфере оценки регулирующего воздействия, а также комплексная инициатива России по экономическому развитию и интеграции удаленных территорий.

Отмечается также, что Россия является кандидатом на проведение ЭКСПО-2025 (напомню, что окончательное решение по российской заявке будет принято на 164-й сессии Генеральной ассамблеи бюро в ноябре 2018 г.). В то же время инициатива Китая по созданию Сети модельных электронных портов оказалась в этом блоке, спустившись на ряд позиций, по сравнению с Заявлением министров 2017 г., что говорит о том, что пока этот вопрос не получил всеобщей поддержки стран-членов объединения и требует дальнейшей проработки.

В целом анализ Совместного коммюнике министров экономики и внешней торговли БРИКС позволяет заключить, что в год председательства ЮАР по торгово-экономическому треку удалось добиться более детальной, последовательной проработки инициатив, принятых в предыдущие министерские встречи. Получили поддержку торгово-инвестиционная повестка, вопросы электронной торговли, прав интеллектуальной собственности, экономического и технического сотрудничества стран БРИКС, торговли услугами. При этом ЮАР постаралась отразить и привнести индивидуальные акценты - тему «развития» и создания благоприятных условий для экономического роста африканского континента - в общее дело развития БРИКС.

*Позиция автора может не совпадать с официальной позицией Министерства экономического развития Российской Федерации.

Источник: http://infobrics.org/post/27128/