РАЗВИТИЕ БРИКС И СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / Томас Мур, Марио де Азеведо

Аннотация

Данная статья, в основу которой лег анализ довольно спорных толкований Буэнос-Айресского плана действий, нацелена на изучение в первом приближении итогов реализации программы развития БРИКС, прежде всего в области образования как примера сотрудничества по линии Юг-Юг. В методологическом плане автор опирался на теоретически подкрепленное кейс-исследование с использованием широкого круга примеров и пояснений. Аналитический обзор англоязычной академической литературы по проблематике образования в странах БРИКС в данном случае был объединен с анализом документальной базы по вопросам сотрудничества стран БРИКС в период с 2009 по 2017 г. Хотя основная международная и компаративистская образовательная литература, встроенная в (нео) реалистическую теорию международных отношений, по-прежнему ограничивается изучением примеров отдельных стран БРИКС, использование критического подхода, связанного с теорией контрзависимости в контексте сотрудничества Юг-Юг, позволяет обойти методологическую «близорукость» через выявление общих повесток, проектов, интеракций и потенциальных синергий, формируемых в рамках БРИКС в качестве аналитических инструментариев. На фоне формирования более явной и убедительной повестки дня БРИКС как примера сотрудничества Юг-Юг достигнутые результаты все же еще не позволяют с уверенностью и однозначно утверждать, что сотрудничество БРИКС в области образования создает контрструктуру неолиберальной глобальной системе образования. Тем не менее образовательный вектор сотрудничества БРИКС воспринимается автором как способствующий построению подобной структуры контрзависимости. В этой связи фокус внимания будущих эмпирических исследований должен быть нацелен на анализ результатов фактической реализации заявленной повестки дня.

BRICS DEVELOPMENT AND EDUCATION COOPERATION AGENDA 

События