Сфера культуры в странах БРИКС: динамика сотрудничества последних пяти лет / Марина Пруненко

В рамках международных встреч не раз подчеркивалось особое значение культуры при построении крепких отношений между странами БРИКС. Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский отмечал, что культурный аспект в БРИКС не менее важен, чем экономическая мощь и внешнеполитический вес наших стран в современном многополярном мире. Страны «пятерки», охватывающие более 40 процентов населения мира, достигли консенсуса в отношении важности обмена в сфере культуры, спорта, образования, кино и молодежи в рамках развития сотрудничества. БРИКС показывает принципиально новый подход к взаимодействию в сфере культуры. Если традиционно все альянсы были объединены по принципу территориального единства или содержательного принципа, то теперь появилось объединение стран, находящихся на разных частях планеты, каждая со своей уникальной культурой.

Первое совещание министров культуры стран БРИКС прошло в июне 2015 года в Москве. Министры обсудили состояние и перспективы развития сотрудничества в области искусства, культуры и наследия в рамках БРИКС, обменялись мнениями о перспективах его укрепления и формирования нормативно-правовой базы многостороннего взаимодействия в этой сфере в рамках БРИКС. По итогам встречи был одобрен проект соглашения о сотрудничестве в области культуры. Чуть позднее, в декабре 2015 года, под лозунгом «Через доверительные отношения к новым горизонтам сотрудничества» состоялся официальный визит премьер-министра Республики Индии Нарендры Моди в Россию.

С учетом успешного проведения Фестиваля индийской культуры в России в 2015 году было принято решение о проведении Фестиваля российской культуры в Индии в 2016 году. Отдельно было отмечено значение меморандума о взаимопонимании между АО «Цифровое телевидение» и Индийской государственной вещательной корпорацией «Prasar Bharati» об обмене новостным и иным контентом. Между Индией и Россией также была достигнута договоренность о выдаче многократных шестимесячных въездных туристических виз на основе принципа взаимности, что, несомненно, поспособствует дальнейшему развитию туризма и контактов между людьми.

Следующее совещание министров состоялось в Тяньцзине (Северный Китай) в июле 2017 года. Результатом встречи стало учреждение четырех международных культурных ассоциаций - Ассоциации детских и юношеских театров БРИКС, а также ассоциаций музеев, библиотек, художественных музеев и национальных галерей стран объединения. Учредители заявили о намерении налаживать сотрудничество в проведении выставок, обменов опытом, подготовке специалистов. Кроме того, участники учредительного заседания Ассоциации музеев договорились о создании веб-портала, который способствовал бы продвижению сотрудничества в защите, сохранении и восстановлении культурного наследия. Они также высказались за создание и развитие «цифрового музея» пяти стран. Одной из задач ассоциации будет борьба с незаконной торговлей и перемещением культурных ценностей, в частности - через усиление контроля за их импортом и экспортом.

В ноябре 2018 года в южноафриканском Маропенге прошло третье совещание министров культуры стран объединения БРИКС, которые подписали Декларацию Маропенга, призывающую в рамках расширения обменов и всестороннего сотрудничества создать в БРИКС культурное партнерство. Документ очерчивает круг конкретных сфер такого сотрудничества, определяя приоритетными взаимодействие в кинематографе, мультипликации, культурном наследии, моде, а также в поиске новых областей сотрудничества, для чего создается специальная рабочая группа. На этой встрече заместитель министра культуры и туризма КНР Сян Чжаолунь, высказал позицию своей страны о том, что успешные контакты в сфере культуры закладывают широкую и твердую основу политического, экономического и гуманитарного сотрудничества между странами.

В июне 2017 года в Пекине стартовал первый медиафорум БРИКС. На нем страны поделились своими достижениями, которые представлены на мировом арт-рынке. Заметим, что арт-рынок в каждой из стран сообщества развит по-своему. Например, бразильские художники ориентированы на покупателей с североамериканского континента, однако бразильский арт-рынок в настоящий момент находится в состоянии стагнации. Арт-рынок в России находится на стадии своего становления и развития, однако законодательный аспект функционирования художественного рынка в России требует множества правок и уточнений, поэтому в настоящее время работы российских мастеров практически не представлены на глобальных рынках.

Арт-рынок ЮАР входит в топ-50 ведущих мировых художественных рынков. Являясь развивающимся, южно-африканский сегмент мирового рынка произведений искусств занимает ведущее положение на африканском континенте и завоевывает свое место на глобальном уровне. В Индии за последние два десятилетия произошла переориентация с искусства национального и классического на модернизм и новейшие направления в области искусства актуального. Несмотря на то, что общие продажи искусства в Индии по-прежнему находятся на не самом высоком уровне, индийский рынок считается одним из самых стабильно и предсказуемо развивающихся рынков.

Пекин по праву является одной из ведущих столиц современного искусства с огромными оборотами капитала. В 2014 году китайский рынок искусства и вовсе обогнал показатели американского, а два дальневосточных аукционных дома вошли в пятерку крупнейших и самых влиятельных аукционов мира. Покупатели из Китая также частенько вкладывают свои активы в произведения искусства высочайшей категории. Можно подчеркнуть, что из всех стран БРИКС, опыт Китая в области развития культурной составляющей на международных художественных торгах самый богатый. В то же время стоит помнить, что нельзя говорить об абсолютной прозрачности информации касающейся торговли искусством и предметами роскоши в Китае.

Стоит также учитывать тот факт, что официальные данные касающихся внутренних китайских торгов частенько завышаются. Интересно взглянуть на цифры, которые опубликовало Министерство торговли КНР. По официальным данным 2018 года экспорт культурной продукции из Китая вырос на 4,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 92,53 миллиарда долларов. Стоит отдельно отметить, что китайский экспорт в страны группы БРИКС увеличился на 18,1 процента. Хотя Соединенные Штаты, Нидерланды, Великобритания и Япония все еще являются основными рынками сбыта культурных товаров из Китая.

В любых проектах и программах немаловажным пунктом является финансовая составляющая. Обмениваться информацией, посылать друг к другу специалистов на стажировки, проводить обмен выставками, организовывать фестивали – все это интересно, но и дорогостояще. Однако стороны уже договорились привлечь Новый банк развития к финансированию культурных и творческих программ.

Таким образом, общий потенциал стран БРИКС в контексте рынка произведений искусства довольно высок. Однако этот потенциал видится именно в совместном развитии. Конечно, огромный процент этого показателя отводится арт-рынку Китая. Наименьшим весом на настоящий момент, обладает художественный рынок Бразилии, что связано с политическими трудностями в стране. Существует общая для всех местных рынков искусства тенденция: ориентация на современное искусство и продажа работ молодых художников.

Обращаясь к отчетам форумов БРИКС за прошедшие годы, ясно, что страны неоднократно заявляли о своих намерениях развивать единую консолидированную позицию по культурным аспектам, говоря об этой сфере как об одной из важнейших. Пока проведение взаимных лет культуры в странах БРИКС фактически является единственными совместными культурными мероприятиями. Однако если страны все же решат объединить усилия в этой области, можно будет решить множество проблем, стоящих перед отдельными художественными рынками стран. И если в ближайшее время мы услышим о совместных торгах или открытии общего аукционного дома или культурного центра стран БРИКС, это будет очень грамотный ход по наращиванию общего культурного потенциала. В то же время не стоит забывать, что культуры стран-участниц могут взаимодействовать не только в рамках официальных мероприятий, но и по инициативе общественных организаций и просто граждан этих стран.

Источник: http://infobrics.org/post/28816/

События