Гуманитарное взаимодействие России и Китая: в полной ли мере используются возможности в этой сфере? / Диана Дашажамсуева

Отношения России и Китая на протяжении столетий были непростыми: от чисто соседских во времена царской России, до братских во времена Советского Союза, сменившихся в 1960-е годы настоящим противостоянием за право быть центром мирового коммунизма. Однако с распадом СССР диалог двух стран приобрел более прагматический характер, а общее коммунистическое прошлое осталось лишь в памяти старших поколений россиян и китайцев.

В последние два десятилетия мир наблюдает тенденцию сближения России и Китая в экономике, политике, военной сфере. Обращение двух стран к тесному сотрудничеству стало реакцией на усиление позиций США в мире вследствие распада Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Ухудшение отношений России с Западом в результате событий 2014 года и подъём Китая подтолкнули российскую власть окончательно и пока бесповоротно повернуться на Восток. Стороны активно расширяют рамки политического и экономического сотрудничества, однако гуманитарный аспект находится не на том уровне, который соответствовал бы тому, на котором взаимодействуют власти двух стран.

В этой связи правильным является сравнение по аналогии «горячо-холодно»: отношения «горячи» наверху, но «холодны» внизу. Проблема «холодного низа» заключается в том, что народы по обе стороны имеют очень скудное и при этом нередко основанное на стереотипах представление о культурах и менталитете друг друга. От этого рождается взаимное непонимание и неприятие. Так, по данным опросов Фонда общественного мнения (ФОМ), проводившихся в течение 2014-2018 годов, в среднем 58% респондентов считают Китай дружественной страной. По этому показателю Китай уступает Белоруссии с 64%.

По предпочтительности экономического сотрудничества опрошенные россияне ставят Китай на первое место. При этом на вопрос «С жителями каких стран у россиян, на ваш взгляд, больше всего общего, с кем нам легче всего найти общий язык, взаимопонимание?» в апреле 2018 года лишь 23% респондентов ответили «Китай». В конце 2018 года около 70% китайцев также назвали Россию дружественной страной, но их представление о России и россиянах в целом построено на стереотипах: им представляется «воинственная» страна, суровые люди во главе с харизматическим лидером Владимиром Путиным.

Отсутствие массовой базы сотрудничества, неразвитая «народная дипломатия» создают препятствия дальнейшему развитию контактов на высшем уровне. В этой связи государствам необходимо более активно заниматься вопросами гуманитарного характера, чтобы расположить народы двух стран к взаимному сотрудничеству и привести их к пониманию необходимости консолидации на данном историческом этапе. У сторон уже имеется опыт проведения взаимных годов культуры, языка и туризма, организации фестивалей и конкурсов. Большой интерес представляет траектория развития российско-китайского сотрудничества после 2018 года, когда почти одновременно Владимир Путин и Си Цзиньпин были переизбраны на посты соответственно Президента РФ и Председателя КНР. Продолжение нахождения у власти лидеров стран может означать, что они продолжат тот курс, который был ранее взят во внешней политике, и в том числе в сфере гуманитарной.

В настоящее время приоритетными отраслями гуманитарного сотрудничества двух стран являются образование, культура и туризм. Самые серьезные шаги в развитии двухсторонних гуманитарных отношений были предприняты в сфере образования. В 2019 году более 200 российских школьников из 43 субъектов РФ впервые сдали ЕГЭ по китайскому языку. Проект разрабатывался на протяжении четырех лет, и в 2018 году министерство просвещения РФ внесло изменения в порядок проведения единого экзамена, согласно которым у выпускников появилась возможность выбрать для сдачи не только английский, немецкий, французский или испанский языки, но и китайский.

Инициатива включения китайского языка в программу государственной итоговой аттестации появилась давно и была обусловлена необходимостью налаживания культурного обмена между двумя странами на фоне укрепления многосторонних отношений. Появление нового языка в ЕГЭ позволяет говорить об образовании в скором времени единого стандарта преподавания, совершенствовании методической базы и включении китайского языка в качестве общеобразовательного предмета во всё большем количестве российских школ. Последние могут стать частью системы распространения китайского языка и культуры на территории РФ, чем уже успешно на протяжении более 10 лет занимаются Институты Конфуция. При этом если Институты осуществляют свою миссию не по всей стране, а только в более-менее крупных городах, то школы смогут это делать повсеместно. Однако, здесь встает проблема нехватки кадров и нехватки квалификации у уже существующих.

Введение экзамена по китайскому языку сможет не только стандартизировать и популяризировать его изучение в школах, но и предоставить университетам абитуриентов уже владеющих языком и имеющим определенную базу. Такие студенты смогут более глубоко изучать культуру, экономику, политику нашего соседа и в перспективе смогут вывести российскую синологию на новый уровень.

Стоит сказать, что в последние годы страны продолжают организовывать взаимные студенческие обмены. И российская, и китайская молодежь крайне заинтересована в студенческих обменах. Российское образование привлекательно для китайцев выработанной еще в советские времена фундаментальностью и невысокой (в сравнении с западной) стоимостью. Российские учащиеся считают китайское образование престижным и открывающим много карьерных перспектив в будущем.

Взаимный интерес необходимо поддерживать государственной помощью, например, грантами, которые выделяют обе страны. В октябре 2018 года в Пекине на XIX заседании Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству представители правительств России и Китая подписали протокол об увеличении обмена учащимися к 2020 году до 100 тыс. человек. Эту же цель подтвердил и лично Владимир Путин на мероприятии в университете Цинхуа в апреле 2019 года. На тот момент по его словам в российско-китайские академические обмены были вовлечены около 85 тыс. человек.

В период 2018-2019 годов успешно реализуются совместные проекты российских и китайских вузов. Из самых последних можно отметить университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, который в 2019 году проводит уже третий набор студентов и Международную российско-китайскую летнюю школу на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Восточно-Китайским педагогическим университетом и Фондом Горчакова, которая в июле этого года будет проходить уже одиннадцатый раз.

Культурная российско-китайская жизнь в последний год тоже насыщенна различными мероприятиями и событиями. В России 2019 год объявлен годом театра, что совпадает со знаменательной датой – 70-летием с момента основания Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений с СССР. В связи с этим особое место в программе Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова занимают классические и современные постановки китайских театров.

Литература традиционно продолжает представлять взаимный интерес российской и китайской публики. Так, в июне 2019 года прошел российско-китайский фестиваль поэзии, в ходе которого российские и китайские поэты встретились в рамках награждения победителей Российско-китайского международного литературного конкурса, а также фестиваля поэзии «Шелковый путь». На постоянной основе знакомит жителей и гостей Москвы с музыкой, театром, живописью, традиционным нарядом различных провинций Китая Китайский культурный центр.

Россия и Китай в последний год начали тесно сотрудничать в сфере кинематографа. Российский и китайский кинематограф ограничиваются в основном местным рынком, но с установлением контактов кинокомпаний у обеих стран появилась возможность увеличить аудиторию. Благодаря взаимному интересу в прокат в России и Китае вышли китайские и российские фильмы. На китайские киноэкраны в 2018 году вышли российские картины «Притяжение», «Лёд», «Салют-7» и др. В России, в частности, стали проводиться крупные фестивали китайского кино; последний прошел в июне 2019 года в Москве и Санкт-Петербурге и был организован продюсерским центром «Кинофест» и китайской кинокомпанией China Film Co., Ltd при поддержке и содействии Министерства культуры России, Государственного управления кинематографии Китая (China Film Administration), посольства Китая в России и генерального консульства Китая в Санкт-Петербурге. В рамках фестиваля были показаны картины «Блуждающая земля», «Великая стена», «Доспехи Бога: в поисках сокровищ» и др. Есть и некоторые совместные проекты - мультфильм «Снежная королева-3» и первый в истории российско-китайский полнометражный художественный фильм «Вий-2: тайна печати дракона».

Дружба Китая и России с июня 2019 года приобрела и живой символ. Московскому зоопарку были переданы две панды Диндин и Жуи. Переговоры об их аренде велись с 2016 года. Эти два медведя – часть "панда-дипломатии" Китая. Панды как национальный символ со времен династии Тан (618—907) преподносились иностранным правителям в качестве "дипломатического подарка". В 1980-е годы Китай перестал дарить панд на безвозмездной основе из-за возросшего на них спроса. С тех пор получить их крайне тяжело. Все эти обстоятельства придали черно-белому медведю значение символа расположения китайской нации и китайских властей к той или иной стране. Они также создают позитивный образ Китая в глазах иностранцев. Приезд панд в Россию в очередной раз подтвердил дружественный характер российско-китайских отношений.

Несмотря на все положительные моменты в сфере образования и культуры, российско-китайские связи в сфере туризма носят противоречивый характер. С одной стороны, турпоток китайских туристов в 2014-2018 годах вырос вдвое: с 874 тыс. до 1690 тыс. поездок в год. Россияне же в 2018 году совершили 2018 тыс. поездок. Большую роль в развитии китайского туризма в России сыграл чемпионат мира по футболу 2018 года. Это масштабное мероприятие открыло для китайских туристов новые направления для путешествий кроме уже известных и популярных двух столиц, ведь матчи чемпионата проводились в 11 городах Урала, Северо-Запада и Центральной России. Китайские туристы также заинтересованы в посещении природных достопримечательностей России, например, озеро Байкал.

С другой стороны, взаимные туристические потоки могли расти быстрее, если бы стороны пересмотрели визовый режим. Между Россией и Китаем до сих пор установлен визовый режим на туристические поездки частных лиц. Конечно, безвизовым въездом могут пользоваться туристические группы, которые и составляют основной процент туристов, но всё больше китайцев предпочли бы индивидуальный туризм, так как туристические компании, организующие отдых китайцев, зачастую работают не совсем честно, не обеспечивая должного качества обслуживания клиентов.

Другой проблемой является непопулярность России как туристического направления среди молодых китайцев. Они предпочитают посещать ближайшие страны Дальнего Востока - Японию и Корею, либо же выбирают европейское и американское направления. Основными потребителями туристических услуг в России среди китайцев являются граждане в возрасте старше 50 лет, которые приезжают в основным за «красным туризмом». Возможно, молодежь отталкивает неосведомленность о возможностях туризма в России.

Российско-китайское сотрудничество на данный момент находится на подъеме и будет укрепляться и далее пока власти двух стран заинтересованы в этом. Обе стороны могут сделать больше для этого. Во-первых, правительства двух стран должны осуществить планы 2018 года по повышению количества людей, задействованных в академических обменах. Странам есть чему поучиться друг у друга, особенно России у Китая в экономическом плане. Для этого нужно способствовать обмену через систему грантов, стажировок и т.д.

Во-вторых, нужно разрабатывать единый стандарт преподавания китайского языка в России и обновлять учебные материалы, регулярно дополнять их актуальной лексикой.

В-третьих, введение безвизового режима могло бы стать подспорьем для взаимного роста турпотока. Здесь нагляден пример Южной Кореи: после введения двустороннего безвизового режима 1 января 2014 года количество российских туристов, посетивших республику, возросло в 1,5 раза со 188 тыс. в 2015 году до 302 тыс. человек в 2018-м.

Необходимо также продолжать развивать туристическую инфраструктуру в городах, «открывшихся» после Чемпионата мира по футболу. Но не стоит забывать о Сибири и Дальнем Востоке: в силу своего географического положения и природных достопримечательностей эти регионы имеют огромный туристический потенциал, который нельзя закапывать в землю. Байкальский регион, Алтай, Приморье – все они могут привлечь иностранного туриста, но нужно создать достойные условия для комфортного отдыха и провести грамотную маркетинговую кампанию по их продвижению.

Источник: http://infobrics.org/post/28815