Генеральный директор Евразийского регионального центра НБР Андрей Бокарев: «Масштабы России и многообразие ее экономики предоставляют поистине уникальные возможности для Нового банка развития»

9 ноября 2020 г. Президент Российcкой Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации».

В связи с этим мы побеседовали с Генеральным директором Евразийского регионального центра Нового Банка развития (НБР) Андреем Бокаревым.

Уважаемый Андрей Андреевич, Вы назначены руководителем Евразийского регионального центра НБР в России. Можно попросить Вас сформулировать 5 первоочередных задач, к решению которых Вы приступите в самое ближайшее время?
Начну с того, открытие Евразийского регионального центра Нового банка развития является продолжением практики размещения региональных представительств Банка на территории стран-учредителей и идет в развитие соответствующих договоренностей лидеров стран БРИКС от 2014 года. К настоящему времени открыты региональные центры в ЮАР и Бразилии, теперь наступила очередь Российской Федерации. В 2021 году планируется учреждение аналогичного представительства в Индии.

Целью создания Евразийского регионального центра НБР является содействие реализации основных видов деятельности Банка на территории Российской Федерации, а в последующем, при расширении состава акционеров Банка, и в странах Евразийского региона, через осуществление следующих функций:

- сопровождение и поддержка реализации проектов Банка в области инфраструктуры и устойчивого развития, в том числе, предусматривающих участие нескольких стран Евразийского региона;
- сотрудничество в рамках мандата НБР с национальными, государственными и (или) частными структурами, в особенности, с международными финансовыми институтами и национальными банками развития;
- оказание технического содействия в подготовке и осуществлении проектов Банка.

В этих условиях к числу приоритетных задач отнес бы:

- решение целого ряда организационно-технических вопросов, без которых невозможна деятельность Центра; ведь до сегодняшнего дня Банк не имел своего представительства в России;
- налаживание взаимодействия с органами государственной власти, заинтересованными министерствами и ведомствами;
- выстраивание диалога с российскими регионами, как потенциальными партнерами Банка;
- запуск системного мониторинга и поиска проектных предложений для наращивания проектного портфеля Банка в России;
- налаживание контактов с другими международными финансовыми организациями, работающими в России, координация взаимодействия с ними, включая реализацию совместных проектов.

Это далеко не полный перечень задач, который стоит перед Центром сегодня.

Деятельность НБР на территории России уже сейчас можно назвать достаточно активной. Что изменится после открытия офиса в Москве? Изменится ли принцип или схема работы Банка в РФ?
Вы правы. На сегодняшний день НБР активно развивает операционную деятельность на территории Российской Федерации. По состоянию на начало октября 2020 г. Советом директоров НБР одобрено 13 инвестиционных проектов в России на общую сумму около 3,4 млрд. долларов США. Доля суверенных проектов в российском портфеле составляет 53,5%, несуверенных 46,5%. Российский несуверенный портфель достиг отметки 1,57 млрд. долларов США, что составляет 45,72% от всех несуверенных операций Банка. Отмечается высокое качество российского кредитного портфеля. Все проекты реализуются в соответствии с установленным графиком. По большинству несуверенных займов заемщиками уже завершена полная выборка средств.

В то же время открытие Центра в Москве должно позволить закрепить этот успех, обеспечить планомерное наращивание российского портфеля Банка, как суверенного, так и несуверенного, поставить на системную основу процесс поиска и подготовки новых проектов. Не секрет, что для многих стран мира, и государства БРИКС здесь не исключение, характерна нехватка качественных, так называемых «bankable» проектов, которые были бы способны привлекать финансирование из разных источников. Роль Центра и Банка в целом оказать поддержку потенциальным российским заемщикам, бенефициарам в идентификации таких проектных предложений, подготовке качественной проектной документации, привлечении, наряду со средствами НБР, инвестиций из других источников.

Немаловажным аспектом деятельности Центра становится его роль как представителя НБР в процессе проведения консультаций, переговоров с российскими заемщиками, организации оценочных и мониторинговых миссий Банка. Сегодня, в условиях ограничений, вызванных распространением COVID 19, НБР, как и другие международные организации, зачастую не имеет возможности направлять в другие страны своих сотрудников из штаб-квартиры. Резко возрастает активность в дистанционном формате с использованием современных технологий. Но даже при всем их совершенстве личный контакт, непосредственное присутствие на местах во многих случаях незаменимо. В этой ситуации на сотрудников Центра падает дополнительная нагрузка и ответственность по поддержанию качественного и своевременного взаимодействия как с властями, так и с непосредственными заемщиками.

В целом, говорить об изменении принципов работы Банка в России нет оснований. Но эта работа, присутствие НБР здесь должны стать более значимыми, видимыми. Банк может оказать существенную поддержку в решении стоящих перед Правительством Российской Федерации, региональными властями задач, в первую очередь в области модернизации и развития инфраструктуры. И роль Евразийского Центра в этом может быть весьма существенной.

Какие сегменты экономики России сегодня наиболее привлекательны для НБР, как инвестиционного института?
Как известно, ключевым аспектом мандата Банка является финансирование инфраструктуры. В этом плане масштабы России и многообразие ее экономики предоставляют поистине уникальные возможности для НБР в приложении его усилий. Речь может идти и об инвестициях в модернизацию системы ЖКХ, включая водо- и энергоснабжение, санитарию, создание комфортной городской среды, развитие транспортной инфраструктуры, в том числе дорожное строительство, порты и аэропорты, повышение эффективности системы городского транспорта, включая обновление подвижного состава. Ряд проектов в перечисленных областях уже реализуется Банком на территории России. Например, НБР предоставил Российской Федерации суверенный займ в размере 320 млн. долларов США для реализации проекта по развитию систем водоснабжения городов бассейна реки Волга. Проект предусматривает модернизацию систем водоснабжения и водоотведения в пяти выбранных в конкурсном порядке городах (Чебоксары, Дзержинск, Иваново, Рыбинск, Волжский).

Важным для Банка направлением сотрудничества с Россией становится финансирование так называемой «социальной инфраструктуры». В этом случае речь идет о совместных проектах по сохранению культурного наследия или развитии системы высшего и среднего профессионального образования. Примером такого взаимодействия является суверенный займ, предоставленный Банком для реализации проекта по комплексному развитию территории и инфраструктуры 9 малых исторических поселений (Торжок, Выборг, Гороховец, Чистополь, Ростов Великий, Суздаль, Старая Русса, Арзамас, Тутаев). Предусмотрено финансирование сохранения и развития культурного наследия малых городов, а также улучшение их туристической инфраструктуры.

Значимым для Банка и для Российской Федерации может стать финансирование проектов, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики, переход на ресурсосберегающие, «зеленые» технологии, снижение объема загрязняющих выбросов, адаптацию к условиям климатических изменений. Другие акционеры Банка уже сегодня активно привлекают ресурсы НБР на эти цели. Представляется, что и применительно к России необходимо задействовать имеющиеся у Банка возможности для решения этих актуальных задач.

В сегодняшних реалиях было бы неправильно пренебрегать возможностями сотрудничества в сфере цифровых технологий, развития соответствующей инфраструктуры. У России уже накоплен большой опыт успешного внедрения современных цифровых технологических решений в разных сферах экономики. В ряде случаев такой опыт признается едва ли не самым передовым в мире. В этих условиях кажется логичным поддержать усилия российских властей в дальнейшем развитии этого потенциала. Кроме того, Банк заинтересован в изучении успешной российской практики и ее последующем использовании для других своих акционеров.

И финальный вопрос – с каким настроением вы входите в эту должность? Вы для себя наверняка определили главные вызовы в этом?
Стать главой Евразийского регионального центра НБР - это своего рода «новый вызов» для меня. Всегда интересно стоять у истоков каких-либо начинаний, создавать что-то с нуля. Вот и в этом случае передо мной поставлена задача организовать деятельность Центра, сделать его эффективным инструментом сотрудничества, своего рода «мостом» во взаимодействии между Банком, расположенным в Шанхае, и Россией - одним из учредителей и активных участников процесса создания НБР.

В значительной степени от результатов работы Центра будет зависеть наращивание проектного портфеля Банка в Российской Федерации, его востребованность в решении актуальных задач российской экономики, реализации национальных проектов, ориентированных на «горизонт» до 2030 года. И ключевая задача Центра, а также его руководителя - оправдать эти ожидания.

Источник: https://bit.ly/3nX9GL0

События