БРИКС нашел свое место в системе влиятельных международных объединений / Владимир Давыдов

Владимир Давыдов, Председатель Президиума Научного совета Национального комитета по исследованию БРИКС, Научный руководитель Института Латинской Америки РАН, член-корреспондент РАН

Опыт деятельности БРИКС уже перешагнул за десятилетие. И это позволяет сделать определенные выводы. Думаю, с высоты сегодняшнего дня мы имеем достаточные для них аргументы.

Во-первых, формат БРИКС нашел свое место в системе влиятельных международных объединений, которые способны на консолидированной основе вырабатывать и продвигать инициативы, направленные на достижение международным сообществом преобразования миропорядка, соответствующего реалиям XXI века.

Во-вторых, полученный опыт говорит о том, что различия в политическом устройстве государств объединения и ценностных ориентирах создают свои сложности, но не являются непреодолимым препятствием для многостороннего сотрудничества и взаимодействия. Иными словами, пятисторонний механизм стратегического партнерства в формате БРИКС способен работать на долгосрочную перспективу, преодолевая конъюнктурные отклонения.

В-третьих, реалистически оценивая ситуацию, мы в состоянии понять издержки существующих различий. Так, в определенном отношении они сказываются на динамике взаимодействия. Сегодня в практике БРИКС мы замечаем определенную паузу на некоторых направлениях.

Четвертое. Страны БРИКС цивилизационно разнородные общества, но их объективные национально-государственные интересы связаны с ревизией прежнего миропорядка, сопровождаемого отказом от односторонней гегемонии или хотя бы, конечно, ее ограничением. Речь о реальном, а не о декларативном расширении зоны мультилатерализма. Это касается не только индивидуальных решений развития, но и возможности консолидации на пятисторонней основе.

Цивилизационная разнородность – не барьер, а основа к активному взаимному познанию. Отсюда необходимость акцентирования сотрудничества в сфере культуры, в широком поле гуманитарных связей. А этот аспект работы внутри БРИКС оставался мало представленным. Между тем в условиях отмеченной мною «паузы» целесообразно нарастить на этом поле масштабы сотрудничества.

Пятое. Консолидация в формате БРИКС получит мощные импульсы, если сможет опереться на достижения современной технологической революции, особенно в поле цифровизации. При этом важно широко использовать комбинирование конкурентных преимуществ в каждом конкретном случае. В связи с этим я бы еще раз обратил внимание на проект Технологического альянса, предлагавшегося мною на Академическом форуме в Бразилии в 2019 году. К тому же естественно тяготеет сотрудничество в образовании и просвещении.

Шестое. Думаю, благодатную почву консолидации в формате БРИКС даст то, что самоочевидно. Речь о биомедицинской платформе противодействия пандемии. Логично и своевременно предположить формирование координационной структуры министерского уровня по вопросам медико-биологической безопасности.

Когда мы говорим о консолидации БРИКС как в государственном формате, так и в формате гражданских обществ, мы не сможем обойти вниманием тему устойчивого развития. В позициях стран БРИКС есть немало нюансов в каждом национальном случае. Но это во многом схожие резервы и коррективы по сравнению с той платформой, которая выстраивается в зоне «коллективного Запада». Учитывая, что концепция, складывающаяся преимущественно в ООН, начинает восприниматься как своего рода «общий знаменатель» ключевых озабоченностей международного сообщества. При этом важно найти приложение этого знаменателя к позициям стран «пятерки».

Оригинальная статья: http://infobrics.org/post/33978/

События