БРИК, БРИКC или только ИК? Считать Бразилию потерянной абсурдно ("Diario de Noticias", Португалия)

БРИК, БРИКC или только ИК? Считать Бразилию потерянной абсурдно ("Diario de Noticias", Португалия)

Уместно ли быть оптимистом в отношении Бразилии в настоящий момент, когда на улицах требуют отставки президента? Нет. История страны не определяется коротким периодом, будь он плохим или хорошим. Жак Аттали (Jacques Attali) в «Краткой истории будущего» писал, что Бразилия станет «одной из первых держав Юга с более чем 200 миллионами жителей начиная с 2025 года. Она будет или самым мощным из членов единого МЕРКОСУР, или сердцем какой-либо региональной империи, распространяющей свое влияние на остальную часть Латинской Америки».

Леонидиу Паулу Феррейра (Leonídio Paulo Ferreira)

Пока в этом году Бразилия и Россия пребывают в рецессии и при дальнейшем падении цен на нефть и другие виды сырья имеют все шансы повторить тот же сценарий в 2016 году, вполне возможно, что больше не будет иметь смысла говорить о БРИК. Даже изобретатель этой аббревиатуры Джим О´Нил (Jim O´Neill), бывший главный экономист Goldman Sachs, признался Bloomberg, что к концу десятилетия, в случае если бразильский и российский кризисы останутся без изменений, он сам начнет выделять в качестве основных развивающихся держав лишь Индию и Китай, полуофициально введя аббревиатуру ИК. Означает ли это, что в случае Бразилии столь громогласно провозглашенная «страна будущего» (по выражению австрийца Стефана Цвейга (Stefan Zweig)) так и не претворилась в действительность? Что после нормализации, достигнутой Фернанду Энрике Кардозу (Fernando Henrique Cardoso), и динамизма, привнесенного Лулой да Силва (Lula da Silva), президент Дилма Руссеф (Dilma Rousseff), чей авторитет все чаще оспаривается случаями коррупции, запятнавшими правительство, окажется не в состоянии продолжить миссию преобразования португалоязычного гиганта?

Ответ не столь очевиден, каким бы критикуемым ни было исполнение Дилмой своих обязанностей и каким бы обвинениям ни подвергалась PT (Партия трудящихся), ведущая себя так, будто в ее руках сосредоточена вся власть в стране. Но для начала обратимся к истории аббревиатуры, изобретенной О´Нилом в 2001 году. Начальные буквы он взял у Бразилии, России, Индии и Китая и создал группу стран, которые произведут революцию в иерархии великих держав в двадцать первом веке. Примечательно, что он не включил сюда Южную Корею и Мексику, поскольку эти страны уже были достаточно развиты; ему также не приходило в голову, что за его отсутствием акроним развивающихся гигантов в 2010 году получит дополнительную С со вступлением в него Южной Африки.

Даже с падением бразильского ВВП на 1,7%, а российского — на 3,6% в этом году (по сравнению с 7,6% роста в Индии и 6,9% в Китае) долгосрочный анализ подтверждает благоразумие О´Нила. В конце концов, за эти 14 лет первоначальные члены БРИК не переставали удивлять, поднимаясь все выше в рейтинге экономик, в особенности это касается Китая, который переместился с шестой на вторую позицию, но также и Бразилии, поднявшейся с 11-го места на седьмое, Индии, прыгнувшей с 13-го места на девятое, и России, ставшей десятой экономикой после своей 16-ой позиции. Здесь также становится ясно, что Южная Африка относится к другому чемпионату, так как, занимавшая 33-е место в 2001 году, она так и осталась без изменений.

За этот период времени Бразилия засвидетельствовала троекратное увеличение своего ВВП. Куда бы ее это привело, если бы политический кризис не затянул до бесконечности кризис экономический, никто не знает. В памяти живут славные времена процветания, когда, например, в начале восемнадцатого века золото и алмазы Бразилии сделали короля Жуана V одним из самых богатых монархов Европы; или уже после окончания португальской колонизации — каучуковый бум, благодаря которому Амазонка украсилась театрами, до тех пор пока семена, украденные Генри Уикхемом, не позволили Британской империи посадить каучуковые деревья в Азии (об этом случае биопиратства стоит почитать «Колониальную выставку» французского писателя Эрика Орсенны (Erik Orsenna)). Но на самом деле, Бразилия, которая в этом году празднует 200-летие провозглашения соединенного королевства, никогда не являлась крупной державой и даже никогда не была далеким наследником империй, таких, какие были у ацтеков или инков.

Именно эта непродолжительная история отличает Бразилию от других стран БРИК. Индия и Китай являются цивилизациями с многовековой историей, по словам британского историка Ангуса Мэддисона (Angus Maddison), вплоть до восемнадцатого века представлявшие треть мирового ВВП каждая. Именно европейская колонизация ввергла этих двух мастодонтов (имевших каждый более одного миллиарда жителей) в процесс распада, который им удалось повернуть вспять лишь в последние десятилетия. Что касается России, после свержения монголо-татарского ига Золотой Орды она стала играть мощную роль на международной арене, способная в царские времена победить Наполеона, а в советское время оспаривать мировую гегемонию США. И если конец коммунизма принес ряд кризисов (среди которых наиболее удушающим оказался демографический), то огромные территории гарантируют россиянам лидирующее место при достаточном числе жителей и хорошем управлении. Иными словами, успехом этих стран было бы возвращение к естественному порядку вещей.

Что касается Бразилии, то у нее нет прежнего статуса, который она могла бы вновь попытаться завоевать. Португалии Бразилия обязана своими современными границами (в общих чертах), а также сильной центральной властью (наследие короля Жуана VI, перенесшего свой двор в Рио-де-Жанейро), благодаря которой стране удалось избежать фрагментации по образцу испанской Америки. Это португальское наследие зачастую недооценивается, однако обеспечивает основу для текущих амбиций. И нет сомнения, что среди всех стран БРИК именно Бразилия ввиду своих индивидуальных особенностей имеет больше всего сходств с Соединенными Штатами, что бы это ни обозначало, поскольку именно молодой гигант Северной Америки сейчас является мировым лидером.

Уместно ли быть оптимистом в отношении Бразилии в настоящий момент, когда на улицах требуют отставки президента? Нет. История страны не определяется коротким периодом, будь он плохим или хорошим. Жак Аттали (Jacques Attali) в «Краткой истории будущего» писал, что Бразилия станет «одной из первых держав Юга с более чем 200 миллионами жителей начиная с 2025 года. Она будет или самым мощным из членов единого МЕРКОСУР, или сердцем какой-либо региональной империи, распространяющей свое влияние на остальную часть Латинской Америки». Нет причин сомневаться в суждениях французского философа, даже если его предчувствие относится к 1998 году, эпохе, предшествовавшей О´Нилу. В один прекрасный день вместо БРИК, БРИКС или ИК, возможно, мы станем говорить о Б как о начальной букве названия страны, способной заявить о себе в иерархии держав. Когда Бразилия займет свое место в пятерке лидеров.

Оригинал публикации: BRIC, BRICS ou só IC? Dar o Brasil por perdido é absurdo

События