Наталья Ковыляева / Решение украинского вопроса в контексте отношений Евро-БРИКС

Наталья Ковыляева / Решение украинского вопроса в контексте отношений Евро-БРИКС

В 2009 году Европейской лабораторией политического прогнозирования [1](Laboratoir Européen d’Anticipation Politique) был инициирован проект, предполагающий пересмотр отношений между Европой и странами БРИКС, который позволил бы в будущем изменить глобальную структуру управления. С данной идеей выступил Франк Бьянкери, создатель LEAP в 2005 году, GEAB[2] в 2006, AEGEE-Europe. Анализируя глобальный системный кризис в начале XXI века, Франк Бьянкери видел необходимые механизмы работы в построении многополюсного мира, поэтому выступил с инициативой по усилению отношений между Европой и БРИК[3]. Однако данное предложение было воспринято с большим скептицизмом большинством экспертов-международников.

 

В 2010 году (Год Франции в России и России во Франции) Европейской Лабораторией политического прогнозирования совместно с Институтом Европейских исследований МГИМО[4] был организован I Семинар французских и российских экспертов, посвященный следующим ключевым на тот момент вопросам: 1) Каким образом возможно построение нового и стабильного экономического и финансового порядка? 2) Каким образом можно инициировать построение архитектуры безопасной Европы в XXI веке и установить общие цели в сфере глобальной безопасности? 3) Возможно ли создать глобальное правительство, удовлетворяющее нуждам XXI века: какой могла бы стать повестка дня саммита Европа-БРИК?

 

Именно тогда впервые прозвучали идеи реального включения европейского сообщества в деятельность БРИК и была обозначена необходимость стратегического партнерства между Европой и Россией в контексте данных связей. Академическое сообщество обеих сторон отметило наличие глобального системного кризиса и необходимость пересмотра ролей международных игроков (также в связи с последствиями экономического кризиса 2008 г.). Поэтому в целях избегания повторения конфронтации различных блоков на мировой арене необходимо, по их мнению, объединить усилия различных объединений в поиске решений глобальным вызовам XXI века. В связи с появлением новых влиятельных объединений, таких как БРИК, необходимо наметить пути сотрудничества, создать экспертную группу по диалогу Россия-ЕС с целью изучения существующих глобальных проблем. К 2015 году предполагалось проведение саммита Евро-БРИКС с участием политических лидеров обоих сообществ.

 

Украинский конфликт обозначил новый этап в развитии отношений по линии Европа – страны БРИКС. Столкновение интересов обеих сторон по данному вопросу во многом препятствует разрешению кризиса и прекращению затяжной эскалации конфликта. В рамках данных отношений гражданским сообществом также был предложен ряд инициатив. 

 

27 мая 2014 года состоялось историческое событие – видеоконференция Европа-БРИКС на тему «Влияние украинского кризиса на отношения Евро-БРИКС – дебаты Европы и стран БРИКС относительно украинского кризиса с целью выработки возможных решений», объединившая 28 членов академического сообщества, руководителей исследовательских центров, представителей СМИ, бизнеса и гражданских структур стран Европы и БРИКС. Инициаторами проведения видеоконференции вновь выступили Европейская лаборатория политического прогнозирования совместно с Европейской лабораторией политических исследований (European Training Foundation for Political Anticipation (FEFAP)) при сотрудничестве Фуданьского университета в Шанхае. Стоит заметить, что во время этой встречи все присутствующие были поражены тем, насколько совпадают взгляды участников относительно данной проблемы[5]. По итогам видеоконференции академическое сообщество обеих сторон выступило с открытым «Совместным заявлением Евро-БРИКС по Украине»[6], адресованное, в первую очередь, политическим лидерам стран.

 

Данное заявление включило ряд стратегических инициатив. Эксперты выразили обеспокоенность по поводу нежелательной поляризации мирового сообщества как следствие тенденций, развивающихся в результате политического кризиса на Украине. Кроме того, участники видеоконференции подчеркнули необходимость продолжения развития многополярного мира, выступили против ухудшения отношений между Россией и Европой, которое может «привести к развертыванию пограничных вооруженных сил, как со стороны Европы, так и со стороны России, и в особенности может привести к увеличению числа американского воинского контингента на территории Европы, что может усилить напряжение в отношениях между сторонами, спровоцированное нескоординированной политикой свободной торговли европейских государств и России с такими приграничными странами, как Украина, Грузия и Молдова[7]». Также была заявлена необходимость создания «переговорной площадки между Россией и Европой для обсуждения их права открывать совместные рынки по принципу мирного сосуществования»[8]. Важная роль в решении конфликта была отведена вопросу о СМИ, которые не должны заниматься предоставлением необъективной информации, а также дезинформации, способной привести к эскалации конфликта.

 

Эксперты согласились признать, что ответственность за украинский конфликт должна быть распределена между странами Европы и Россией. Академическое сообщество также призвало политических лидеров Европы и БРИКС инициировать Саммит Евро-БРИКС по вопросу Украины (в рамках саммита БРИКС в Бразилии или в начале 2015 г.).  

 

Однако в ни в 2014, ни в 2015 гг.  Саммит Евро-БРИКС по вопросу Украины так и не был проведен. Вместо него состоялся ряд встреч гражданского сообщества Евро-БРИКС (академические семинары), а также I Саммит молодых лидеров Евро-БРИКС в Хельсинки[9] (8-9 июня 2015г.), прошедший под девизом «occupy the future»[10].

 

По итогам V Академического Семинара, который проходил параллельно с I Саммитом молодых лидеров в Хельсинки, украинский кризис был обозначен как первый конфликт многополярного мира[11]. Кроме того, была признана несостоятельность двух экономических объединений – Европейского союза и Евразийского экономического союза – в создании неконфликтной площадки для совместного развития. Ряд экспертов во время встречи напомнили о «Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничестве в Европе» (Helsinki Final Act, 1975) как способе мирной трансформации политики государств в конце XX в., заметив также, что наиболее вероятным способом мирной трансформации сегодня является региональная интеграция. Вновь подчеркивая значительную роль коммуникаций сегодня (в том числе Интернета как основного средства общения), эксперты заявили, что старый подход к восприятию государства (национальное государство XIX в.) не соответствует запросам сегодняшнего времени, когда количество интеракций в международных отношениях существенно возросло – общение и обмен информацией, формирование политик происходит не только между лидерами стран и главами правительств, но и между обычными гражданами в социальных сетях, на форумах, интернет-сайтах. Именно в данной связи можно предположить теоретически, что возможность мирного решения украинского кризиса также зависит от Интернет-сообщества, его действий по прекращению подачи необъективной информации, дезинформации, разжиганию ненависти и насилия.

 

Стоит отметить, что по итогам Саммита БРИКС, прошедшего в Уфе в июле 2015 года, в Уфимской декларации по вопросу Украины была обозначена лишь необходимость соблюдения всеми сторонами положений Комплекса мер по выполнению Минских соглашений[12], принятого в феврале 2015 года в Минске Контактной группой по Украине, поддержанного руководителями России, Германии, Франции и Украины и одобренного Советом Безопасности ООН в его резолюции 2202[13].

 

Российские эксперты из Национального комитета по исследованию БРИКС[14] полагают, что набор структур и инструментов, имеющихся у Европы и стран БРИКС, позволяет создать площадку для диалога по решению украинского вопроса для восстановления отношений между Россией и Европой.

 

Такой план действительно может оказаться эффективным при взаимном признании сторонами ответственности за события на Украине, а также объединением усилий по улучшению отношений между Россией и ЕС, прекращению санкционной политики и информационной войны. Вместе с тем, следуя рекомендациям LEAP, акцент должен быть сделать на логику win-win, а не игру с нулевой суммой.

 


[1] LEAP http://www.leap2020.net/

 

[2] Global Europe Anticipation Bulletin http://geab.eu/ru/

 

[3] ЮАР присоединилась к БРИКС в 2011.

 

[4] http://www.leap2020.net/euro-brics/2010/10/19/1st-seminar-recommendations/?lang=en

 

[5] Euro-BRICS Joint Statement for Ukraine http://www.leap2020.net/euro-brics/wp-content/uploads/2014/06/Joint-Statement-Euro-BRICS-June-2014.pdf

 

[6] «Совместное заявление Евро-БРИКС по Украине»http://www.nkibrics.ru/posts/show/53e0f35f6272694f74010000

 

[7] «Совместное заявление Евро-БРИКС по Украине»http://www.nkibrics.ru/posts/show/53e0f35f6272694f74010000

 

[8] Euro-BRICS Joint Statement for Ukraine http://www.leap2020.net/euro-brics/wp-content/uploads/2014/06/Joint-Statement-Euro-BRICS-June-2014.pdf

 

[9] More about LEAP’s Euro-BRICS Young Leaders Summit… Success and outcomehttps://www.franck-biancheri.eu/more-about-leaps-euro-brics-young-leaders-summit-success-and-outcome/

 

[10] Согласно представлениям LEAP, в новом столетии все надежды по созданию многополярного мира возложены на молодое поколение, поэтому молодежь должна буквально «оккупировать своё будущее», т.е. творить его таким, каким желает видеть.

 

[11] 5th Euro-BRICS Seminar – Executive Summary http://www.leap2020.net/euro-brics/wp-content/uploads/2015/06/5th-Euro-BRICS-Executive-Summary1.pdf

 

[12] Комплекс мер по выполнению Минских соглашений http://kremlin.ru/supplement/4804

 

[13] Уфимская декларация http://vk.com/doc216952249_407159399?hash=97dfc6831c30cda247&dl=e2f8e33046768cedfe

 

[14] Национальный комитет по исследованию БРИКСhttp://www.nkibrics.ru/posts/show/53e0f35f6272694f74010000

 

http://russiancouncil.ru/blogs/natalia-kovylyaeva/?id_4=2055

События