Нужен ли аналог SWIFT в рамках БРИКС? // Панорама БРИКС #11 (14-20 сентября 2015)

Зампред Центробанка России Ольга Скоробогатова не считает необходимым скорое создание аналога системы SWIFT в рамках стран БРИКС: «SWIFT обеспечивает основной канал для всех стран, в странах есть свое бэкапное решение, как мы сделали — резервное в случае, если какие-то нюансы. Но с точки зрения БРИКС я бы здесь предпочла на площадке БРИКС обсуждать со странами, которые входят в БРИКС, необходимость инвестиций и эффективность построения такой системы». По заявлению замглавы Минфина РФ Сергея Сторчака, созданию аналога бельгийской системы обмена банковскими сообщениями SWIFT в странах БРИКС мешают трудности, связанные с использованием странами своих валют с ограниченной конвертируемостью.
Тем временем о почти полной готовности внутрироссийского аналога SWIFT сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Некоторые крупные российские банки уже начинают использовать новую систему.

Руководитель комитета «Деловой России» по фондовому рынку Анна Нестерова отмечает, что несмотря на текущее удобство и привычность расчётов в долларах, доля расчётов в национальных валютах между странами БРИКС растёт. Однако пока в «топ-20 использующихся в мировых расчётах валют вошли только китайский юань, южноафриканский рэнд и российский рубль (2,09%, 0,49% и 0,22% соответственно)». Используя собственные валюты во взаиморасчётах страны снижают транзакционные издержки и риск курсовой разницы. Торговля валютами государств БРИКС осуществляется пока только на пару CNY/RUB в России и Китае. «Сейчас взаимодействие банков стран БРИКС ограничено объемами взаимной торговли. Кроме того, существует проблема доверия между банками разных стран. В частности, банки Китая не подтверждают аккредитивы российских банков, поэтому приходится использовать посредников в виде банков Европы и США, что увеличивает издержки. Для преодоления этой проблемы необходимо развитие совместной банковской информационно-платежной системы или интеграция существующих систем».

По итогам прошедшего в Москве заседания межправительственной российско-бразильской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Роскосмос и Бразильское космическое агентство обсудили вопросы сотрудничества в области дистанционного зондирования Земли в интересах стран БРИКС и исследования дальнего космоса, а также сообщили о намерении развивать сотрудничество в области навигации. По заявлению Роскосмоса, «в начале четвертого квартала 2015 года планируется начать установку третьей станции ГЛОНАСС в Бразилии».
А накануне, 10 сентября, вопрос создания орбитальной группировки аппаратов дистанционного зондирования Земли в интересах стран БРИКСрассматривался на заседании российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области космической деятельности.

Также в Москве на прошедшей неделе состоялась встреча спикера Госдумы Сергея Нарышкина с вице-президентом Бразилии Мишелом Темером, на которой он отметил «особую роль бразильских парламентариев в формировании парламентского измерения БРИКС» и сообщил, что Россия рассматривает Латиноамериканский регион как новый формирующийся центр многополярного мира, имеющий всё большее значение в международных делах.

Финансовый колумнист газеты «The Telegraph» Мэттью Линн считает, что проект БРИКС не удался, потому что все страны «пятёрки» «либо находятся в рецессии, либо значительно отстают от своих целевых показателей роста». Из этого автор делает вывод о глупости построения инвестиционной политики с опорой лишь на «шикарную аббревиатуру».
А премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что БРИКС стал реально работающей площадкой, «где мы можем согласовывать позиции по самым разным вопросам, что, собственно, произошло совсем недавно во время саммита глав государств в Уфе, где обсуждались самые разные вопросы, включая экономическое сотрудничество». По мнению Медведева, это важно в условиях нестабильности на мировых рынках.

15-16 сентября в Москве состоялась Учредительная встреча Сетевого университета БРИКС (СУ БРИКС), на которой был предварительно согласован Меморандум о взаимопонимании по созданию СУ БРИКС. Документ предполагается подписать в ноябре 2015 года на встрече министров образования. На начальном этапе работы СУ БРИКС будет создан Международный управляющий совет и национальные координационные структуры, которые определят по десять вузов от каждой страны для участия в Сетевом университете. В дальнейшем по мере нарабатывания практики количество вузов, входящих в СУ БРИКС, будет увеличено.
Обучение в университете «должно строиться посредством различных форм образования, сочетая как традиционные академические программы, так и модульные курсы, предусматривающие совместное участие в исследовательских проектах». Первые образовательные программы будет созданы в сфере «энергетики и экономики, информатики и информационной безопасности, экологии и изменения климата, водных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды».

Доктор экономических наук, профессор факультета международных отношений СпбГУ Николай Межевич полагает, что в условиях, когда «вашингтонский консенсус перестал быть безусловной опорой этого мира», активизация «охранно-защитной функции национальных интересов» в странах БРИКС является закономерной и заметной: «На фоне экономического кризиса возрос международный авторитет государств с развивающимся рынком. Региональная интеграция стала одним из наиболее эффективных способов выстоять в условиях кризиса. Ключевым фактором в различных форматах этой интеграции (ЕАЭС, ШОС, БРИКС, G20) оказывается российско-китайская «сцепка», приобретающая стратегическое значение».

Научные сотрудники ИМЭМО РАН Сергей Казеннов и Владимир Кумачев в своей статье в сентябрьском номере (pdf, 43 Мб) журнала «Международная жизнь» полагают, что блокирование российской высокотехнологичной сферы и сопутствующего международного сотрудничества было одной из главных целей западных санкций, и что даже нормализация отношений России с Западом «в целом» оставит сферу высоких технологий за пределами взаимодействия: «Следовательно, РФ придется больше полагаться «на собственные силы», а также развертывать долговременные и устойчивые партнерские отношения на альтернативной основе, включая кооперационные, в первую очередь со странами БРИКС».

Оргинал публикации: http://bricsnews.livejournal.com/3951.html 

События