Николай Трошин / К итогам саммита «Группы двадцати»
Николай Трошин / К итогам саммита «Группы двадцати»
В свете трагических событий последних дней – в Египте, Ливане и Париже – на первый план саммита лидеров стран «Группы двадцати», проходившего 15 – 16 ноября в турецком городе Анталья, вышли вопросы борьбы с терроризмом. В специальном заявлении главы государств и правительств «двадцатки» назвали террористические атаки «неприемлемым оскорблением всему человечеству», пообещав принять все необходимые меры по пресечению потоков финансирования террористов и совместно работать над укреплением глобальной безопасности.
На этом фоне несколько в тени оказалось обсуждение традиционных для этого форума экономических проблем. Между тем, и через семь лет после начала глобального кризиса темпы экономического роста в мире остаются низкими, неравенство в доходах продолжает расти, а международная финансовая система остается неустойчивой. Несмотря на отдельные успехи, принятых мер пока явно недостаточно, чтобы преодолеть системную слабость и уязвимость мировой экономики, вызванную чрезмерной зависимостью от валютных и финансовых рынков.
Эти проблемы нашли свое отражение в повестке саммита, которая была сформулирована Турцией как страной, председательствующей на форуме «двадцатки» в этом году. В качестве приоритетных тем было предложено сосредоточиться на «трех И»: инклюзивности, имплементации и инвестициях, что способствовало бы обеспечению устойчивого роста на основе совместных действий. При этом под инклюзивностью понимается необходимость распространения выгод от экономического роста и процветания как на все страны в мире, так и на все слои общества внутри каждой страны.
Важность данного приоритета обусловлена тем, что многие реформы, принятые ранее «Группой двадцати» в целях восстановления стабильности в банковской системе и на финансовых рынках, фактически отвечали интересам развитых стран и изначально не были направлены на решение задач, стоящих перед развивающимися государствами.
С аналогичными вызовами мировое сообщество сталкивается и сегодня. Так, в последнее время активно обсуждается вероятность повышения процентных ставок ФРС США, в то время как остальные центробанки наоборот поддерживают их на низком уровне, пытаясь стимулировать экономический рост в своих странах. Если ФРС все же поднимет ставку рефинансирования, то это вызовет массовый отток капиталов с развивающихся рынков, что негативно скажется на росте экономики в этих странах.
Тем не менее, в итоговом коммюнике саммита об этом сказано очень осторожно. Заявляя о необходимости взаимодействия в проведении макроэкономической политики «во избежание неопределенности и минимизации негативных побочных эффектов», лидеры стран «двадцатки» обещают лишь «тщательно выверять и в ясном виде информировать» о своих решениях.
Столь же расплывчато была сформулирована и реакция «Группы двадцати» на недавнее подписание итогового соглашения о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП) с участием США, которое, по мнению даже американских экспертов, призвано содействовать не столько развитию свободной торговли в регионе, сколько установлению контроля со стороны Вашингтона над торговыми и инвестиционными связями стран-участниц. «Мы продолжим предпринимать усилия, – говорится в коммюнике, – чтобы региональные торговые соглашения соответствовали и содействовали укреплению многосторонней системы торговли на основе правил ВТО».
Гораздо жестче отреагировали на подписание соглашение страны БРИКС. Ни Россия, ни Китай не были допущены к переговорам о создании ТТП, которые велись в обстановке строжайшей секретности. При этом в американской администрации прямо заявляли, что именно США должны устанавливать правила торговли в регионе, и они не допустят к этому другие страны. В качестве противовеса, в совместном сообщении для СМИ по итогам неформальной встречи на полях саммита «Группы двадцати» лидеры стран БРИКС указали на необходимость обеспечения того, чтобы «торговые и экономические блоки соответствовали принципам и нормам ВТО и вносили вклад в укрепление многосторонней системы торговли».
Развитые страны не просто преследуют собственные интересы. Используя множество имеющихся у них возможностей, они продолжают игнорировать нежелательные для них решения, принятые «Группой двадцати». Так произошло и с предложенными на прошлогоднем саммите мерами, которые были призваны увеличить темпы роста мирового ВВП на 2% в год. В результате было реализовано не более половины. Как показывает анализ, проведенный экспертами МВФ, ОЭСР и Всемирного банка, достигнутый прогресс эквивалентен выполнению коллективной цели по росту всего на одну треть!
Однако нагляднее всего слабость «Группы двадцати» в обеспечении выполнения согласованных решений проявилась на примере реформы МВФ. Достигнутые в 2010 г. в Сеуле договоренности до сих пор не реализованы, хотя большинство стран уже формально их одобрила. Остались одни Соединенные Штаты, но американская администрация никак не может (или не хочет) договориться с Конгрессом и внести соответствующее решение на его утверждение, без чего реформа МВФ не может быть завершена. В итоге, в который уже раз лидерам «двадцатки» приходится выражать глубокое разочарование продолжительной задержкой с реформированием МВФ, призывая США как можно скорее ратифицировать эти реформы.
И в этом вопросе страны БРИКС идут дальше «двадцатки», отмечая, что реализация реформ 2010 г. остается важнейшим приоритетом в области обеспечения доверия к МВФ, его легитимности и эффективности. При этом слова не расходятся с делом. Не желая оказаться заложником ситуации из-за непредсказуемых последствий постоянного откладывания давно назревших изменений в управлении Фондом, страны БРИКС пошли по пути создания собственных финансовых институтов: Пула валютных обязательств и Нового банка развития.
На очереди следующие шаги по укреплению стратегического партнерства стран «пятерки», о которых договорились лидеры БРИКС в Турции. В частности они решили координировать свои позиции по вопросам повестки дня «Группы двадцати», с тем чтобы интересы развивающихся стран находили более полное отражение в работе «двадцатки».
Принимая во внимание предстоящее в 2016 г. председательство Китая в «Группе двадцати» лидеры БРИКС заявили о готовности поддержать Пекин «в деле усиления ведущей роли этого форума в реагировании на глобальные финансово-экономические вызовы». При этом консолидация позиции по основным вопросам позволит БРИКС стать локомотивом «Группы двадцати», в значительной степени завершить процесс трансформации ранее существовавшей однополярной системы и придать тем самым мировой экономике большую стабильность.