Высшее образование в странах БРИКС набирает обороты
Высшее образование в странах БРИКС набирает обороты
В интервью газете «Известия» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отвечает на вопросы о том, каким должно быть высшее образование в России и других странах мира, ссылаясь, в том числе и на опыт стран БРИКС.
Поводом для интервью стало недавнее эпатажное заявление вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец о том, что 65% россиян высшее образование не нужно. Какое количество людей с высшим образованием необходимо нашей стране? Этот вопрос сегодня широко обсуждается профессионалами и обществом.
По мнению ректора Высшей школы экономики, высшее образование во многих странах становится социальной нормой, и Россия – отнюдь не исключение. «Высшее образование стало потребностью, социальным императивом для большинства наших граждан. И это большинство постоянно растёт». Стремление получить высшее образование – это естественное стремление повысить свой социально-экономический статус.
Ярослав Кузьмин отметил, что к 2018 году предстоит решить задачу, поставленную В.В. Путиным ещё в 2012 году, о введении системы оценки профессиональных квалификаций, прежде всего это относится к секторам, связанным с безопасностью государства и граждан.
Высшее образование становится всё более массовым, считает ректор ВШЭ, и это мировой тренд. 2013 году в издательстве Стэнфордского университета вышла книга «Расширение высшего образования в меняющейся глобальной экономике: триумф БРИКС!». Она стала результатом большого исследования, которое проводили специалисты из ВШЭ вместе с коллегами из Стэнфорда и Пекинского университета. «В нем, опираясь в том числе на наши собственные социологические исследования, мы как раз пытались ответить на вопрос о движущих силах массовизации высшего образования. Выводов, к которым пришли авторы исследования, два: во-первых, последние десятилетия стали бумом в области высшего образования. За последние 40 лет количество студентов в мире увеличилось в шесть раз, тогда как население удвоилось, а ВВП вырос примерно в 3,5 раза. Ожидается, что в 2030 году в мире будет около 400 млн. студентов против примерно 100 млн. в 2000 году. Во-вторых, везде рост охвата высшим образованием превышает непосредственные текущие потребности рынка труда. Значит ли это, что государства, допускающие такой рост высшего образования, совершают ошибку и обрекают молодые поколения на безработицу, а экономику — на кадровый голод?
Наше исследование показало, что, во-первых, даже такое государство, как Китай (где общественное развитие в значительной степени контролируется), не может противостоять стремлению семей и молодежи к высшему образованию. Но самое поразительное, что это стремление является экономически оправданным. Во всех странах массового высшего образования выпускники вузов легче находят работу, имеют доходы, в среднем существенно превышающие доходы людей с более низким уровнем образования. Есть и позитивные социальные последствия — люди с высшим образованием дольше живут, меньше болеют. Их дети реже совершают правонарушения. Так что мы имеем дело с глобальной трансформацией высшего образования не только в развитых, но и в развивающихся странах.