БРИКС создает корпус уникальных специалистов

2017-05-03 / Новости

БРИКС создает корпус уникальных специалистов

Александр Волков, доктор исторических наук – специально для ИнфоБРИКС

Осенью этого года начнутся занятия в новом университете – российско-китайском. Сейчас уже идет набор абитуриентов. В апреле прошел первый вступительный экзамен на программы магистратуры филологического и биологического факультетов.

Университет открывается в городе Шэньчжэнь, заявил на Дне открытых дверей ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Программы обучения построены по образовательным стандартам МГУ, получившим лицензию в Китае. Преподавательский состав не ограничен лишь российскими специалистами. Как отметил Садовничий, университет планирует привлекать и зарубежных преподавателей. Сами занятия будут проходить на трёх языках — русском, китайском и английском. Примечательно, что здание нового вуза, которое сейчас строится, будет напоминать главный корпус МГУ на Воробьевых горах.

Стоит особо отметить, что при выходе студенты, прослушавшие курс, получат два диплома — самого образовательного учреждения и Московского государственного университета. Дело в том, что проблема признания в той или иной стране дипломов другого государства долгие годы оказывалось почти не разрешимой при устройстве молодых специалистов на работу, это был для них достаточно болезненный вопрос. Теперь, по крайней мере, для двух наших стран, но и не только для них, все решается просто.

Создание такого университета, значимая, но все же лишь часть развивающегося в последнее время сотрудничества стран БРИКС в области образования. Как известно, уже претворяется в жизнь идея создания Сетевого университета БРИКС. Сама инициатива была выдвинута Российским университетом дружбы народов (РУДН), который уже неоднократно становился участником международных сетевых университетов (СНГ и ШОС, например). Главы государств Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР поддержали эту инициативу, а затем она получила отдельное документальное подкрепление на уровне министерств.

Что здесь особенно важно? Глобальный характер экономики неизбежно требует организации глобального образования. Речь, однако, не идет о том, чтобы отказаться от сложившихся в каждой стране традиций, от наших особенностей. Наоборот, предстоит построить такие формы взаимодействия, которые позволят полнее раскрыть достоинства систем образования каждой из стран, значительно различающихся. На этой основе, при преподавании на нескольких языках, при благоприятных условиях для их освоения, а вместе с тем – овладении опытом друзей в изучении и исследовании интересующих студента сфер деятельности, технологических, экономических, гуманитарных предметов есть возможность сформировать корпус уникальных специалистов. Таких, которые могут не только свободно чувствовать себя в общении с коллегами, будь то в науке или на производстве, но и создавать совместные предприятия, выступать организаторами двустороннего, а также и многостороннего сотрудничества

Ставится задача воспитать новое поколение профессионалов, качественно отличающееся от остальных навыками критического мышления, высокой квалификацией и способностью принимать нестандартные решения в области экономики и социальных проблем. Важнейшим элементом функционирования этого университета является опять же организация программ двойных дипломов, которая подразумевает высокую академическую мобильность. Например, предполагаются двухгодичные магистерские программы, при которых первый срок обучения проходит в стране проживания, а второй – в другой стране БРИКС.

Участники стран БРИКС определили основные направления деятельности университета и ориентировочную стоимость его создания. Договорились, что основные затраты возьмут на себя Китай и Россия. Остальные участники также не останутся в стороне.

Сетевой университет БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку многосторонних совместных образовательных программ обучения, а также общих научно-исследовательских проектов по шести приоритетным направлениям: энергетика, информатика и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменения климата, водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, экономика.

По мнению некоторых специалистов, в рамках сетевого университета надо создать высшее учебное заведение виртуального типа, тем более что онлайн-образование в последнее время набирает обороты и есть опыт, который в данной сфере можно и нужно заимствовать у тех, кто дальше всех продвинулся в этом деле. В таком университете можно будет учиться по интернету, слушая лекции ведущих ученых стран-участниц. А отучившись, получить диплом, который будут признавать во всех странах БРИКС.

Образовательная сеть поражает своим масштабом. Министры образования стран БРИКС условились определить от каждой из стран по 12 вузов, которые будут участвовать в СУ БРИКС.

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило список вузов, которые войдут в Сетевой университет БРИКС от России. Он включает МГИМО (У) МИД России, МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИСиС, Томский политехнический университет, НИУ ВШЭ, МЭИ, Томский государственный университет, РУДН, СПбГУ, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и Уральский федеральный университет. Эти университеты сейчас готовят специалистов, по крайней мере, по одному из установленных приоритетных направлений. Другие страны БРИКС также включают в списки наиболее авторитетные учебные заведения.

По инициативе Минобрнауки России в Уральском федеральном университете уже прошел первый Форум ректоров Сетевого университета БРИКС. В нем приняли участие более 150 представителей университетов и министерств образования России, Индии, Китая, Бразилии и Южной Африки. Состоялась встреча и знакомство ректоров и проректоров университетов-участников. Были обсужден практические вопросы развития проекта (уставные документы, документы, регулирующие деятельность тематических групп, корпоративный стиль проекта), а также детали разработки совместных образовательных продуктов.

На всех встречах и во всех документах БРИКС подчеркиваются значимые принципы этой формы сотрудничества. Открытость, дающая возможность различным университетам присоединяться к сети на основе национальных критериев. Фокусирование внимания на образовательных программах, которые могут дополняться сетевыми исследовательскими и инновационными проектами. Равноправие всех участников, предполагающее, что все они имеют одинаковые права в реализации проекта. Все участники университета БРИКС самостоятельны, независимы друг от друга и соотносятся друг с другом как равные.

Интересно, что во время дискуссий, прошедших в ходе выработки принципов и задач международного сетевого университета, прозвучали предложения внести на его платформу не только высшее, но и среднее профессиональное образование.

События