Евгения Дрожащих / Россия и Китай – за немилитаризированный космос

Евгения Дрожащих, аспирант МГУ им. М.В.Ломоносова, стажер НКИ БРИКС – специально для ИнфоБРИКС

18 октября Россия и Китай вновь внесли на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции о неразмещении первыми оружия в космосе. Этот документ критически важен для недопущения милитаризации космоса, что подчеркнул в своем выступлении на заседании 1-комитета ГА Владимир Ермаков, заместитель директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ. По словам дипломата, заключение договора создаст «эффективный барьер на пути гонки вооружений в космическом пространстве».

Идея предотвращения как милитаризации космоса, так и вепонизации космического пространства, не нова. Полемика по поводу актуальности подписания договора, который запрещал бы выход ударных средств в космос и регулировал международную деятельность в космосе, ликвидируя имеющиеся правовые лакуны, стала набирать обороты с началом так называемой второй космической гонки. Некоторые эксперты стали открыто выражать свою обеспокоенность по поводу рисков, которые таят в себе не до конца подконтрольные боевые, обеспечивающие и разведывательные космические системы, что включает и случайное повреждение орбитальных группировок третьих стран, и повреждение глобальных спутниковых систем, за которыми может последовать коллапс финансовой системы, наряду с экспоненциальным увеличением количества «космического мусора» в результате апробирования противоспутникового оружия.

19 октября на встрече со студентами МГИМО, организованной при содействии ПИР-Центра, заместитель генерального секретаря и высокий представитель по вопросам разоружения ООН Идзуми Накамицу обозначила проблему ‘frontier issues’. Суть проблемы заключается в том, что всестороннее технологическое развитие создает еще не осознанные нами в полной мере угрозы будущего. В этом контексте примечательна роль, которую на протяжении более 15 лет играют Россия и Китай, активно привлекая внимание международного сообщества к потенциальным рискам, связанным с постоянной эволюцией национальных космических программ.

Предложение о создании соответствующих норм деятельности в космосе, озвученное президентом Путиным на заседании ГА ООН в 2000 г., найдя поддержку Китая, было отвергнуто американской администрацией. Ситуация была усугублена выходом США из Договора по ПРО в 2002 г., что давало Америке карт-бланш на развитие средств космического базирования ПРО.

Повторная попытка продвижения документа о запрете на милитаризацию космического пространства на полях ООН была предпринята Россией при поддержке КНР в 2005 г., что в 2006 г. завершилось принятием ГА ООН резолюции по мерам обеспечения транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности. Этот документ, не обязательный для исполнения, тем не менее, стал основой для последующих дискуссий по предотвращению размещения оружия в космосе. Согласно МИД РФ, такие меры хоть и являются инструментом добровольного применения, однако в будущем могут сыграть позитивную роль в реализации «верификационного механизма» будущего документа о запрете на милитаризированный космос.

Внесенный на Конференции по разоружению в 2008 г. российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК) предусматривал запреты на размещение в космосе ударных боевых систем, вывод в космическое пространство любых вооружений и применение силы против космических объектов. Однако, несмотря на свой широкий охват, документ, предполагавший управление целым спектром потенциальных рисков безопасности космических объектов, так и не был принят ввиду отказа США его подписать. Предложенные Штатами поправки в текст проекта резолюции свели на тот момент «на нет» работу Конференции ООН по разоружению.

В связи с этим более перспективным кажется так называемое промежуточное предложение России и Китая по «неразмещению первым оружия в космосе» (НПОК), впервые озвученное Россией в 1-м комитете ГА ООН в 2004 г. Инициатива о подписании соответствующей резолюции уже была поддержана в формате двусторонних заявлений Бразилией, Индонезией, Аргентиной, Шри-Ланкой, а в ходе 71-й сессии ГА ООН проект резолюции с одноименным названием получил 130 голосов «за» (по сравнению с 69-й сессией: 126 «за») при сохранившихся 4 голосах выступающих «против» (США, Израиль, Украина, Грузия).

В этом контексте позитивно выделяется согласованная позиция России и Китая, последовательно выступающих не только за формирование новой многополярной геополитической картины и пересмотр основ западно-ориентированной финансовой системы, но и за создание универсального режима обеспечения международной космической безопасности. Действуя совместно, космическая держава (с более, чем 60-тилетним стажем) и растущая (по экспоненте) космическая держава становятся одним из наиболее влиятельных полюсов режима регулирования космической деятельности, что в перспективе может создать новые возможности для лоббирования идеи предотвращения размещения оружия в космическом пространстве.

Источник: http://infobrics.org/news/25883/