Георгий Толорая / Подарок к съезду: Китай улучшил свои позиции благодаря БРИКС

Георгий Толорая, профессор МГИМО (У) МИД РФ, руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, исполнительный директор российского Национального комитета по исследованию БРИКС – специально для ИнфоБРИКС

ХIХ съезд Коммунистической партии Китая стал переломным моментом в истории своего развития, демонстрацией лидером Китая Си Цзиньпинем успехов в своей решительной линии на повышение роли Китая в мире и на приведение в порядок внутренней системы Китая, как политической, так и экономической. Концентрация власти в руках лидера и его ведущие позиции в партии многие в России считают выгодным для нашей страны, так как элиты, на которые опирается Си, довольно критически относятся к Западу, и России с ними якобы легче договариваться. Понимают в нашей стране и то, что курс Си продиктован нежеланием довольствоваться скромной ролью статиста на мировой арене (практически забыт тезис об отсутствии у Китая амбиций на мировое лидерство) и стремлении к перехвату у США лидерской роли, по меньшей мере в мировой финансово-экономической системе.

Об этом свидетельствуют попытки создать новые правила экономического сотрудничества (в частности, путем расширения сети соглашений о создании зон свободной торговли, придание китаецентричного вектора интеграционным процессам (инициативы создания ВРЭП и «Пояса и пути»), реформирование находящихся под доминирующим влиянием США и некоторых других западных стран системообразующих международных финансовых институтов (многосторонних банков развития и МВФ), создание новых международных финансовых организаций, где ведущую роль играет Китай (АБИИ, Новый банк развития БРИКС, инициатива создания Банка ШОС), укрепление роли китайской национальной валюты в международных расчетах.

Этот курс получит закрепление на съезде, опираясь на весомые успехи страны. Экономический рост хотя и замедлился, но движется в том же «повышательном» направлении. Угрозы экономического кризиса также нет. Внутриполитическая ситуация, несмотря на борьбу с коррупцией и чисткой кадров, является достаточно стабильной и может стабилизироваться после укрепления Си во главе партии. Китай значительно усилил свой имидж неуступчивого партнера для других стран, с чем вынуждены считаться, в частности, США. Китай уже не скрывает свою силу и демонстрирует ее в самых разных вопросах: начиная от торговых споров и заканчивая жесткой решимостью защищать свои позиции в Южно-Китайском море и противостоять наращиванию вооружений США в близости от своих границ. Вспомним, как жестко обошелся Пекин с южнокорейцами в связи с размещением ПРО, фактически введя санкции против большинства южнокорейских компаний. Это новая реальность, с которой приходится считаться всему миру, в то время как Китай показывает, что будет использовать все механизмы международного сотрудничества для достижения своих целей.

Китай не стремится к глобальному доминированию в том смысле, что не претендует на навязывание своей воли другим государствам, народам и нациям, но при этом готов защищать собственные национальные интересы: если они будут входить в противоречие с национальными интересами других стран, церемониться Китай не станет. В рамках такого подхода заметную роль стали занимать международные форматы сетевой дипломатии, которые успешно используются Китаем, чтобы демонстрировать свою новую роль в мире и свою решимость достигать ведущую позицию во всех сферах жизнедеятельности.

Анализ политики КНР в международных форматах показывает, что, с одной стороны, Китай стремится укрепить свои позиции в существующих организациях, таких как МВФ, других международных финансовых организациях системы ООН, и даже «навести мосты» с ОЭСР. Фактически мы наблюдаем следующую картину: Китай все активнее действует на международных площадках и в рамках международных организаций, приспосабливая их под свои интересы и цели. Например, в Китае была организована встреча стран-членов ОЭСР, где Китай, не являясь членом организации, продемонстрировал свою готовность быть партнером и равным по значению субъектом.

Вторая тенденция – создание Китаем новых международных форматов и площадок под своим руководством. Так, Форум стран-участниц Инициативы пояса и пути становится постоянным, не исключено и появление каких-то институций в его рамках. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций создан Китаем в инициативном порядке. Китай настоял, чтобы Новый банк развития БРИКС базировался в Шанхае. Стремление Китая «приспосабливать под себя» существующие форматы было заметно и в период председательства Китая в «Группе двадцати».

Одновременно Китай создает собственные международные форматы, главным из которых стала «Инициатива о поясе и пути» (ИПИП). Она нацелена на совершенствование структуры транспортных, торговых, логистических путей и коридоров, связывающих более 60 стран Азии, Европы и Африки. В рамках этой концепции Китай активизировал все свои инвестиционные проекты и проекты сотрудничества вдоль коридоров, протянувшихся от Поднебесной до берегов Атлантического и других океанов. То есть Китай формирует экономическую среду, которая отвечала бы его интересам независимо от разделяющих, прерывающих эти коридоры национальных границ. Это еще один пример глобализации «по-китайски», которая, по большому счету, отвечает интересам участвующих стран, поскольку приносит рабочие места, инвестиции, другие материальные блага вовлеченным в этот процесс национальным государствам.

По замыслу Пекина, концепт «дух Шелкового пути» должен стать вкладом Китая в глобальную систему ценностей. Используются такие инструменты, как планы масштабных инвестиций с массой дополнительных условий, порой вступающих в противоречие с интересами стран–реципиентов, и предоставление помощи, направленной на обеспечение политической лояльности и мобилизации международной поддержки со стороны стран–реципиентов. «Пояс и путь» – не союз равноправных, а группирование стран вокруг «Срединного государства» на основе его концепций и финансов. Противники отмечают, что инициатива «Пояс и путь» мало отличается от той внешнеэкономической политики, которую Китай стал осуществлять еще с середины первого десятилетия XXI в. Многие проекты, которые сейчас ведутся в рамках «Пояса и пути», были разработаны, а некоторые и частично реализованы до обнародования инициативы в 2013 г.

Вместе с тем опасения насчет того, что китайская инициатива может привести к утрате национального суверенитета и мягкому наступлению Китая на авторитет национальных государств получает новые подтверждения, что противоречит интересам Китая, в связи с чем съезд будет стремиться к тому, чтобы их развеять.

Руководящие круги России указывают, что инициативу надо реализовывать с позиции формирования Большого евразийского партнерства как устремленного в будущее цивилизационного проекта. Ее сторонники указывают, что проект создаст возможности для интеграции российской транспортной системы в транспортно-логистическую сеть Евразийского региона в интересах выхода на растущие рынки стран региона; будет способствовать укреплению промышленной кооперации и формированию экономических производственных кластеров; стать вместе с ЕАЭС ядром создания нового Евразийского центра экономического развития глобального уровня.

Вместе с тем БРИКС стал особым форматом, где Китай выступает с равных позиций с другими восходящими странами – хотя, конечно, Китай подчинил задачи председательства БРИКС решению собственных задач. В первую очередь укреплению своих позиций среди развивающихся стран, выдвинув теорию о том, что БРИКС является платформой сотрудничества стран Юга, стран развивающегося мира, а Китай является естественным лидером этого процесса. В частности, выдвинутая Китаем концепция БРИКС+ предполагает, что крупные развивающиеся страны станут постоянными партнерами этого межгосударственного объединения. То есть фактически формируется некая сетевая структура, которая объединяет крупнейшие развивающиеся страны мира под эгидой БРИКС. Китай является наиболее авторитетной страной из этой категории стран. (Россия все же страна Севера, а не Юга).

Одновременно Китай использует БРИКС и для наращивания своего политического влияния. Так впервые был проведен Форум политических партий, где Китай заявил о себе как о ведущей политической силе среди общественных и политических движений развивающихся стран. На Форуме были в том числе представлены многие африканские, латиноамериканские государства. Китаю в ходе председательства удалось продвинуть многие отвечающие его интересам концепции и предложить практики торгово-экономического сотрудничества, подчеркнув роль финансовых институтов, таких как НБР, АБИИ, и поставить во главу угла торгово-экономической политики БРИКС борьбу с протекционизмом, что в первую очередь отвечает интересам Китая.

Мы видим, что к съезду Китай подходит как состоявшаяся глобальная сила, а не просто экономический гигант, который вырос на основе правил, навязанных другими. Более того, как было заявлено в Давосе председателем Си, Китай примеряет на себя роль лидера экономической глобализации. Глобализации не по западным лекалам, не в интересах «золотого миллиарда», а глобализации, которая бы отвечала интересам всех стран, была бы инклюзивной, основанной на устойчивом развитии. То есть миру предлагается новая концепция более равноправного и отвечающего всеобщим интересам экономического сотрудничества и развития, которая должна прийти на смену американоцентричной/западноцентричной модели глобализации, которая принесла одним странам процветание, но привязала к западной колеснице успеха.

Беспрецедентно теплые отношения, сложившиеся не просто между Китаем и Россией, но и нынешними лидерами Си Цзиньпинем и Владимиром Путиным, предоставляют России возможность удержаться на первых ролях в деле восхождения Китая, при этом действовать в рамках собственных национальных интересов. И съезд может стать одним из рубежных этапов в этом совместном движении вперед.

В России, конечно, существуют опасения, что Китай использует растущую силу для доминирования, но, с другой стороны, близкие отношения с Китаем помогают России усилить свою роль в мире, более эффективно защищать свои интересы. Китай же в условиях нарастания противоборства за глобальное доминирование с США, теряющими свои лидерские позиции, будет вынужден опираться на Россию как в логистическом, экономическом, так и в политическом и военном отношениях. С этой точки зрения растущая экономическая мощь Китая, укрепление его позиций в отношениях с Западом на руку России, поскольку автоматически возвышают ее роль в мире.

Источник: http://infobrics.org/news/25944/