Бразильский идеальный шторм / Пепе Эскобар
Author: Пепе Эскобар
19 июня Бразилия побила мрачный рекорд: в ней был зарегистрирован миллион случаев COVID-19 – больше, чем во входящих в группу БРИКС России и Индии вместе взятых. Это был наглядный результат крайне неэффективной политики в области здравоохранения в сочетании с поспешным выходом из частичного локдауна. Президент Болсонару постоянно саботировал рекомендации собственного министерства здравоохранения и медицинских работников, заявляя, что карантин приведёт к тому, что Бразилия станет «бедной африканской страной». О причинах происходящего и о роли людей в форме пишет бразильский журналист, писатель, колумнист Asia Times Online Пепе Эскобар.
Когда Жаир Болсонару в апреле уволил популярного министра здравоохранения Энрике Мандетту, он сказал: «Жизнь бесценна, но экономику и занятость необходимо вернуть в норму». Преемник Мандетты, Нельсон Тейх, уйдёт в отставку менее чем через месяц.
Реальная смертность от COVID-19 в Бразилии по состоянию на конец июня могла даже превысить 85000 человек, а реальный уровень заболеваемости может оказаться в 7 раз выше официальных данных. Для сравнения, в соседней Аргентине к концу июня было зарегистрировано около 52000 случаев инфицирования и только 1150 смертей.
Бразилия столкнулась со смертельной триадой взаимосвязанных кризисов: политико-институциональным, экономическим и санитарным. Кризис ликвидности и валютный кризис постоянно подпитывают политический кризис, усугубляемый операцией «Автомойка» – длительным (и насквозь коррупционным) расследованием, направленным на борьбу с коррупцией.
Болсонару теоретически сохраняет свою избирательную базу, охватывающую примерно 30% избирателей, несмотря на то, что в мае не менее 19 миллионов из 84,4 миллиона трудоспособных бразильцев не работали. Бразилию традиционно уважают в мире за её усилия по борьбе с голодом. Теперь, по оценкам Всемирного банка, к концу 2020 года по меньшей мере 7% населения будут страдать от голода.
Права трудящихся и социальные права стали более «гибкими», что означает постоянную опасность сокращения рабочих мест и увеличения количества людей, занятых в неформальной экономике. Неолиберальная логика властей заключается в том, что страна переживает финансовый кризис и рынок должен во всём преобладать над социальной политикой.
Кризис, связанный с голодом, начался ещё до COVID-19. Некомпетентность чиновников из Бразилиа только ускорила его развитие, поскольку центральное правительство было совершенно не готово к системному решению проблемы продовольственной безопасности.
Вдобавок министр окружающей среды Рикардо Саллес дал понять, что COVID-19 обеспечивает идеальное прикрытие для ещё более диких форм дерегулирования. Инвесторов из ЕС это явно не обрадовало:
«[Мы] настоятельно призываем правительство Бразилии продемонстрировать чёткие намерения покончить с обезлесениванием и обеспечить защиту прав коренных народов».
Что ещё хуже, сенат проголосовал за приватизацию вод Бразилии – если Болсонару одобрит этот шаг, что он, конечно, сделает.
Бразилия владеет двумя крупнейшими водоносными горизонтами на планете – Гуарани и Альтер-до-Чао.
Приватизационный проект скрывается за хитроумным «предприятием по производству воды», определяющим способ эксплуатации того, что по своей сути является общим достоянием.
Таким образом, COVID-19 стал для продажного сенатского большинства предлогом, чтобы осуществить восхваляемый мейнстримными СМИ акт разграбления природных ресурсов. Это может затмить даже огромную проблему эксплуатации бразильских тропических лесов иностранным капиталом, задействующим легионы лесозаготовителей и шахтёров в интересах международных конгломератов по добыче полезных ископаемых, а также производству говядины, древесины и сои.
Источник: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/brazilskiy-idealnyy-shtorm/