«Эхо» глобального Юга? Индия проводит саммит развивающихся стран / Щедров И.Ю.

13 января завершился онлайн-саммит «Голос глобального Юга», формально открывший год председательства Индии в G20. В форуме приняли участие представители более 120 стран, две сессии проходили на уровне глав государств, остальные восемь – на министерском уровне.

Политики и чиновники обсуждали вопросы устойчивого развития, финансирования проектов, энергетической безопасности, повышения устойчивости системы здравоохранения к глобальным вызовам, развития человеческих ресурсов, а также актуальные проблемы торговли, технологического сотрудничества и туризма.Особый интерес на фоне недавней пандемии вызвала тема медицины и здравоохранения – так, глава МИД Индии С. Джайшанкар заявил, что во время пандемии страна поставляла вакцины 100 странам, а лекарства в целом – 150.

Лейтмотивом встречи стало обсуждение возрастающей роли развивающихся стран в международных процессах. Открывая форум, премьер-министр Индии Нарендра Моди назвал развивающиеся государства главными жертвами глобальных проблем и призвал объединить усилия для их решения на основе формулы «Единство мнения, единство цели». По мнению индийского лидера, только за счет совместных усилий можно достичь продовольственной и энергетической безопасности, бороться со стихийными бедствиями и изменением климата, а также решать вопросы, связанные с восстановлением экономик после пандемии. При таком сценарии особая объединительная роль отводится Индии: Нью-Дели намерен «усилить голос глобального Юга», тем более что в 2023 г. Индия председательствует в G20 и в ШОС. «Ваш голос – это голос Индии, а ваши приоритеты – это приоритеты Индии», – заявил Моди.

Индийский лидер обозначил четыре задачи, которые требуется решить, чтобы справиться с проблемами. Нужно реагировать на приоритеты развития стран глобального Юга за счет формулирования сбалансированной и инклюзивной повестки дня, признать, что принцип общей, но разграниченной ответственности применим для решения всех глобальных проблем, уважать суверенитет всех наций, верховенство закона и следовать принципу мирного разрешения разногласий и споров, а также реформировать международные институты, включая ООН. Эти задачи всецело соответствуют стратегическим целям внешней политики Индии на глобальном уровне и стремлению руководства страны играть посредническую роль между Севером и Югом и между Востоком и Западом.

После обретения независимости одной из главных целей Индии стало повышение своего статуса на международной арене. Эта задача остается основной для страны уже более 70 лет. По мере кристаллизации биполярной системы и роста противостояния советского и американского блоков одним из немногих доступных инструментов ее достижения стало стремление Индии играть роль выразителя интересов развивающихся стран. Делийские элиты понимали, что присоединение к тому или иному блоку сузит пространство для политического маневра, и для Индии с ее слабой экономикой балансирование между полюсами холодной войны оставалось безальтернативной линией поведения. Таким образом, внешнеполитические приоритеты стали предметом «надпартийного» согласия. В 1955 году Индия вместе с рядом других стран стала инициатором проведения Бандунгской конференции, по результатам которой страны Азии и Африки приняли десять принципов мирного сосуществования. Эта конференция заложила основу Движения неприсоединения, одним из лидеров которого стала Индия. После развала биполярной системы Индия больше не могла играть на противоречиях великих держав, требовались новые инструменты внешней политики. Нью-Дели перешел к «точечному подходу», на смену стратегии non-alignment пришла multi-alignment – политика присоединения к различным союзам и структурам, которая служила все той же макроцели: повышению роли страны в международных процессах. Нынешние кризисные явления в мировой экономике обнажили проблему увеличивающего разрыва между странами глобального Севера и глобального Юга. В этой связи вновь возрастает значение и роль Индии в качестве ретранслятора позиции развивающихся стран.

Это хорошо осознает политическое руководство страны. Преемственность внешней политики прослеживается в заявлениях официальных представителей и экспертного сообщества. Так, глава МИД Индии С. Джайшанкар еще до начала форума, предваряя выступление Моди, заявлял, что обязанность страны – стать голосом стран глобального Юга. По мнению Си Раджа Мохана, видного индийского эксперта по вопросам внешней политики, внимание руководства должно быть направлено не только на развитие отношений со странами Глобального Юга, но и на превращение Индии в связующий элемент между развитыми и развивающимися странами. Несколько месяцев ранее подобные стремления были отражены и в выбранной теме председательства Индии в G20 – «Одна Земля, одна семья, одно будущее».Харш В. Пант, вице-президент исследовательского центра Observer Research Foundation, утверждает, что цель политики Индии – сократить разрыв между развитым и развивающимся миром. С точки зрения Панкаджа Джха, профессора Глобального университета им. О.П. Джиндала Индия может укрепить свои позиции на международной арене, содействуя достижению прекращения огня на востоке Украины.

На фоне турбулентности в мировой политике и экономике возможность достижения этих целей становится своеобразной проверкой амбиций и желания Индии играть роль одного из мировых лидеров. Если Индия действительно попытается сыграть посредническую роль в украинском кризисе и достигнет успеха, то она значительно укрепит свои позиции в ООН и других международных институтах. Вопрос в том, как будут трактоваться действия Индии странами Глобального Севера и не превратится ли для некоторых ангажированных слушателей голос Глобального Юга в искаженное эхо.

Источник комментария: https://bit.ly/3YzsEtO

События