Марина Ларионова / БРИКС и международные институты: взаимодействие в рамках российского председательства
В моем коротком выступлении я рассмотрю только один аспект – взаимодействие БРИКС с международными институтами. Есть как минимум три основания, определяющие актуальность анализа данного измерения. Во-первых, реализация миссии БРИКС по созданию многостороннего миропорядка, отвечающего интересам развивающихся стран, невозможна без взаимодействия с ключевыми многосторонними организациями.
Во-вторых, повышение устойчивости, легитимности и эффективности архитектуры глобального управления определяет необходимость гибкого сочетания различных моделей взаимодействия с другими многосторонними организациями.
В-третьих, согласно Концепции председательства Российской Федерации в БРИКС, одной из задач форума стало обеспечение качественно нового уровня взаимодействия с международными организациями.
Приверженность членов форума многосторонности подтверждает неизменно растущее количество упоминаний международных организаций в документах БРИКС: за период со времени первой встречи министров иностранных дел БРИК в мае 2008 года и до ноября 2015 года отмечено 675 упоминаний (рисунок 1).
Рисунок 1. Упоминания международных институтов в документах БРИКС, 2009-2016 гг.
По общему количеству упоминаний в документах, принятых в ходе российского председательства, БРИКС превысил все предшествующие показатели. На момент завершения председательства зафиксировано 184 обращения к международным организациям. Наибольшая доля упоминаний в связи с широким спектром вопросов приходится на ООН (35,3% или 65 в абсолютных значениях). В контексте взаимодействия с ООН в 2015-2016 гг. особенно следует отметить осуждение БРИКС односторонних военных интервенций и экономических санкций в нарушение международного права и общепризнанных норм. Несомненное значение имеет также коллективно выраженная приверженность принципу неделимого характера безопасности, при котором, ни одно государство не может укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств [Лидеры БРИКС, 2015, параграф 8].
Относительно высокая доля упоминаний Всемирной торговой организации (ВТО) (10,3%) также в целом является типичной для БРИКС.
Особенностью председательства является довольно высокое количество упоминаний «Группы двадцати» (8,2%), которое последовательно снижалась с 2009 года и составила исторический минимум в рамках председательства Бразилии 2014-2015 гг. (2,2%). Растущее число двусторонних, региональных и многосторонних торговых соглашений является объективной реальностью. Однако, учитывая, что уже сейчас действуют 267 торговых соглашений, и еще 38 находится в стадии переговоров[1], призыв БРИКС к соблюдению участниками торговых соглашений принципов транспарентности, открытости и совместимости с правилами ВТО становится все более актуальным. Не менее важна и приверженность самих стран БРИКС этим принципам, поскольку на них приходится в общей сложности 54 соглашения (Бразилия - 5, Китай - 13, Индия - 15, Российская Федерация – 17, Южная Африка - 4).
Учитывая отсутствие результатов «каталитического воздействия», продолжается снижение количества обращений к МВФ и Всемирному банку, в сопряжении с возрастающим количеством упоминаний НБР.
Рекордно низким стало обращение БРИКС к МВФ (2,2%) и Всемирному банку (1,6%). БРИКС в очередной раз призвали к завершению давно назревших реформ Бреттон-Вудских институтов, подтвердив готовность работать над промежуточными мерами.
Упоминания Нового банка развития (НБР), напротив, составили исторический максимум в 9,8%, что не удивительно, поскольку Уфимский саммит знаменовал начало функционирования Нового банка развития и Пула условных валютных резервов БРИКС. Согласие БРИКС относительно тесного сотрудничества НБР с существующими и новыми финансовыми механизмами позволяет опровергнуть высказывающиеся радом экспертов и практиков опасения относительно соперничества или конкуренции НБР с другими многосторонними банками развития.
Впервые в дискурсе БРИКС появилось упоминание Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Лидеры подтвердили обязательство продолжить работу по Плану действий «Группы двадцати»/ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS) и Общему стандарту отчетности для автоматического обмена налоговой информацией.
Заложена основа для диалога с Евразийским экономическим союзом и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). На полях саммита лидеры БРИКС провели встречу с главами государств и правительств стран, входящих в ЕАЭС и ШОС, а также с руководителями государств-наблюдателей в ШОС.
В 2015 году укрепилось взаимодействие с ВОЗ, началось становление сотрудничества с ЮНИДО, МОТ и МОР.
Как показывают исследования, во взаимодействии с международными организациями БРИКС практикует подход, характерный для «Группы семи» в первые годы ее существования: модель «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций) и модель «параллельного управления» (создания собственных механизмов), таких как Новый банк развития. БРИКС не использует модель «ядра, влияющего на систему», предполагающую определение направления действий для других организаций, сотрудничество в выработке решений и новых правил, а также реализации обязательств, в том числе и через мандаты международным организациям.
В 2015 году отмечена тенденция к дальнейшему усилению взаимодействия БРИКС с институтами ООН, усиление поддержки «Группы двадцати» и ВТО. Первое в истории БРИКС упоминание ОЭСР позволяет предположить, что страны БРИКС готовы использовать экспертный потенциал Организации. Что касается ШОС и ЕАЭС, учитывая, что в этом году в БРИКС председательствует вступившая в 2015 году в ШОС Индия, а затем Китай, можно ожидать продолжения взаимодействия БРИКС и ШОС. Одновременно, учитывая отсутствие результатов «каталитического воздействия», продолжается снижение количества обращений к МВФ и Всемирному банку, в сопряжении с возрастающим количеством упоминаний НБР.
Таким образом, в 2015 году закрепляется выбор БРИКС в пользу двух моделей взаимодействия с другими международными организациями: «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций) и «параллельного управления» (создание собственных механизмов). Новым институтам БРИКС еще предстоит обрести собственную идентичность и занять свое место в системе глобального управления. По мере становления новых институтов можно ожидать включение в практику взаимодействия БРИКС с международными организациями по модели «управления в союзе с многосторонними организациями».
Список использованных источников:
Лидеры БРИКС (2015) Уфимская декларация, 9 июля. Режим доступа: http://brics2015.ru/load/382553 (дата обращения: 31.10.2015).
[1] База данных нотифицированных соглашений ВТО. Режим доступа: http://rtais.wto.org/UI/publicsummarytable.aspx (дата обращения: 31.10.2015).