Морозкина А. К., Сабельникова Е. М. / Вклад многосторонних банков развития в финансирование систем образования в развивающихся странах
Статья посвящена исследованию роли многосторонних банков развития (МБР) в финансировании системы образования на национальном уровне, в частности, оценке вклада МБР в финансирование системы образования развивающихся стран, анализу его структуры по ступеням образовательного процесса, выделению основных инструментов и мер финансирования. В условиях замедления темпов роста мировой экономики в целом, которое, вероятно, будет носить долгосрочный характер, важнейшей задачей становится поиск новых драйверов экономического роста вследствие исчерпания традиционных источников. Одним из основных источников экономического роста, особенно при постепенном переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, становится человеческий капитал, проблема накопления которого особенно остро стоит для развивающихся стран. Большинство развивающихся стран не способны самостоятельно решить задачи, связанные с развитием человеческого капитала, в частности, с повышением уровня образования. Актуальность темы исследования обусловлена недооценкой потенциала участия многосторонних банков развития в развитии человеческого капитала и слабой освещенностью данной проблематики в академической литературе. Оценка текущего опыта позволит выявить возможности для повышения роли МБР в развитии образования, что в свою очередь может положительно повлиять на экономический рост в развивающихся странах
Предметом исследования является финансирование проектов в сфере образования многосторонними банками развития.
Для оценки вклада МБР в развитие системы образования развивающихся стран авторами была сформирована база данных, включающая информацию об объемах и структуре финансирования в разрезе образовательных ступеней по более 500 проектам крупнейших многосторонних банков развития в сфере образования. Источниками информации послужили соглашения о предоставлении займов и грантов, промежуточные и итоговые отчеты о ходе реализации проектов. На основе сформированной базы для каждой страны, включенной в выборку, были рассчитаны среднегодовые отношения объемов финансирования сферы образования МБР к среднегодовым государственным расходам на образование в этой стране.
Результаты показывают, что отношение среднегодовых объемов средств, предоставленных МБР, к среднегодовым государственным расходам на образование, находится на сравнительно небольшом уровне – порядка 1,5-4,0% для большинства стран. Наиболее значимой долей финансирования банками развития характеризуются относительно небольшие страны, где очень низки собственные государственные доходы и расходы. При этом крупные развивающиеся страны, как Бразилия, Индия, Индонезия и Мексика находятся среди лидеров по абсолютным объемам финансирования со стороны банков развития. Помимо этого авторами показано, что большинство проектов за рассмотренный период направлены на решение проблемы неравенства в доступе к образованию, повышение уровня развития инфраструктуры, квалификации преподавателей, а также управления образовательным процессом. На основе проведенного анализа существующих возможностей финансирования образования многосторонними институтами развития даны рекомендации Новому банку развития.