Валерия Горбачева: повышение роли стран БРИКС в мировых экономических процессах – свидетельство интенсификации финансово-экономического и торгово-инвестиционного сотрудничества в рамках объединения

Перед открытием саммита лидеров стран БРИКС в Сямэне, журнал «Китай» взял эксклюзивное интервью у младшего научного сотрудника Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, советника российского Национального комитета по исследованию БРИКС Валерии Горбачевой, которая рассказала о сотрудничестве между странами БРИКС в сфере финансов, о Новом банке развития БРИКС и значении Делового совета БРИКС в содействии сотрудничеству между странами БРИКС, в частности в сфере устранения торговых барьеров.

Корр.: Какую роль играет сотрудничество между странами БРИКС в сфере финансов для совершения глобального управления?

Валерия Горбачева: В условиях волатильности мировой экономической конъюктуры инарастания конкуренции между развитыми и развивающимися экономиками перед странами БРИКС ставится задача выработать общую позицию по ключевым вопросам устойчивого развития глобальной экономики и эффективно содействовать реформе международной валютно-финансовой архитектуры. Могут ли экономики стран БРИКС составить достойную конкуренцию Западу, а их национальные валюты – американскому доллару? Повышение роли стран БРИКС в мировых экономических процессах, которое мы наблюдаем последние несколько лет, свидетельствует об интенсификации финансово-экономического и торгово-инвестиционного сотрудничества в рамках объединения. Подписанная в 2015 году Стратегия экономического развития стран БРИКС, учреждение Нового банка развития БРИКС, а также меморандум о взаимопонимании между НБР БРИКС и участниками Межбанковского сотрудничества стран БРИКС начинают приносить реальные плоды сотрудничества. Удельный вес в мировой экономике, размер территории, численность населения, активное участие, готовность и стремление отстаивать общие позиции в таких международных организациях и форумах как ООН, ВТО, МВФ, Всемирный банк и «Группа двадцати», участие в региональных интеграционных процессах позволяет странам БРИКС расширять возможности экономического и научно-технического сотрудничества, и вместе с тем формировать новую модель развития для других развивающихся стран. Однако до тех пор, пока страны БРИКС не получат блокирующее количество голосов в МВФ (на данный момент квота стран БРИКС составляет 14,7% при блокирующих 15%) сколь-нибудь значимых шагов в реформировании международной валютно-финансовой системы при явном противодействии со стороны стран Запада добиться не удастся. 

Корр.: Каких достижений добился Новый банк развития БРИКС с официального открытия в 2015 г.? Какой дальнейший рабочий план у него?

Валерия Горбачева: Мы стали свидетелями создания нового международного многостороннего финансового механизма, который стал первой ступенью в процессе по этапной институализации формата БРИКС. Новый банк развития БРИКС, о создании которого было объявлено в 2014 году, в настоящее время активно развивается. 

Банк приступил к финансированию первых инфраструктурных проектов в странах БРИКС. В конце 2016 года Новый банк развития БРИКС подписал соглашение с Министерством финансов КНР и городским правительством Шанхая, согласно которому пилотным инвестиционным проектом НБР стал припортовый демонстрационный проект по внедрению и использованию альтернативных источников энергии. Сумма первого кредита НБР составила $80 млн. Помимо этого в 2016 году Новый банк развития БРИКС ратифицировал семь инвестиционных проектов, главным образом, в сфере инфраструктуры и использования альтернативных источников энергии, на общую сумму $1,5 млрд. Предполагается, что в этом году будет одобрено до 15 инвестиционных проектов, а совокупный объем кредита составит $3 млрд. На период с 2017 по 2018 годы Новый банк развития БРИКС уже подготовил 23 проекта общей стоимостью $6 млрд, большинство из которых в области освоения и использования альтернативной энергии и развития инфраструктуры в странах БРИКС. По линии НБР БРИКС уже одобрен к реализации и первый на территории России проект по сооружению малых гидроэлектростанций в Карелии на общую сумму $100 млн. Предполагается, что проект будет реализован к 2019 году, а в рамках его реализации будет создано 400 новых рабочих мест. Кроме того Банк заинтересован в предложении РЖД участвовать в финансировании первой российской высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань и рассматривает еще ряд проектов, среди которых строительство автотрассы. Накануне саммита БРИКС Совет директоров Нового банка развития БРИКС одобрил четыре новых проекта на сумму $1,4 млрд.Банк принял решение предоставить России $460 млн на проект по развитию инфраструктуры и внедрению информационных технологий в судебную систему России в рамках федеральной целевой программы о развитии судебной системы на 2013-2020 годы. Китаю будет выделен суверенный кредит объемом в $295 млн на экологический проект в центральной провинции Хунань по предотвращению наводнений и улучшению качества воды в реке Сян. Второй суверенный заем на $200 млн Китай получит на проект промышленной реструктуризации в восточной провинции Цзянси, направленный на стимулирование энергосбережения, переработку ресурсов и снижение загрязнения за счет обновления технологий. Индии будет предоставлено $470 млн в качестве суверенного займа на проект по налаживанию системы обеспечения питьевой водой сельской местности в штате Мадхья-Прадеш.

В прошлом году НБР впервые вышел на рынок заимствований и выпустил «зеленые» облигации объемом $3 млрд для финансирования «зеленых» проектов. Новую серию облигаций планируется выпустить объемом до $5 млрд. до конца текущего года. Банк также рассматривает возможность выпустить облигации в национальных валютах других стран БРИКС – российских рублях и индийских рупиях («масала-бонды»). 

Открываются региональные отделения Банка. В августе этого года в Йоханнесбурге (ЮАР) заработал первый региональный филиал Нового банка развития БРИКС. Согласно договоренности второй офис Банка откроется в Бразилии, третий в России не позднее 2020 года. Региональные отделения позволят создать базу перспективных инвестиционных проектов в каждом отдельном регионе.

В этом году принята стратегия развития НБР БРИКС, в которой определены основные векторы развития Банка до 2022 года. Согласно этой стратегии, около 2/3 кредитов пойдет на финансирование инфраструктурных проектов и устойчивое развитие стран БРИКС. На данный момент капитал банка составляет $100 млрд., из которых $50 млрд. еще не распределены, поэтому говорить о докапитализации Банка преждевременно. 

Также стоит упомянуть о значении Механизма межбанковского сотрудничества (ММС) стран БРИКС. На ежегодной встрече ММС БРИКС в Пекине в преддверии саммита было подписано соглашение о создании рамочного механизма открытия кредитных линий в национальных валютах стран БРИКС, который будет способствовать взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, снижению валютных рисков, увеличению товарооборота, а также поможет компаниям выходить на рынки капитала стран-членов БРИКС. 

На сегодняшний день Банк развития БРИКС позволяет не только анализировать состояние макроэкономики и политики стран-участниц с тем, чтобы находить и развивать прибыльные инвестиционные проекты, но и усилить координацию экономической политики членов БРИКС. Основная задача Банка – стать площадкой для наращивания взаимных инвестиций и торговли между странами-членами, а также финансирования инфраструктурных проектов как в рамках БРИКС, так и в других развивающихся странах. Это позволит странам БРИКС усилить свои экономические позиции в мире и закрепить за собой статус нового центра влияния в международных финансово-экономических отношениях.

Корр.: Какое значение имеет Деловой совет БРИКС в содействии сотрудничеству между странами БРИКС, особенно в сфере устранения торговых барьеров?

Валерия Горбачева: На фоне заметного роста кризисного потенциала мировой экономики, одновременно с наращиванием торгового протекционизма наблюдается усиление антиглобалистких настроений, увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами, множатся государственные и частные долги. 

В условиях столь нестабильной ситуации в мировой экономике формат БРИКС представляется перспективной площадкой для развития торгово-экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества не только в рамках самого объединения, но и для стран-партнеров, а также всех развивающихся экономик мира. Страны БРИКС выступают за открытость в экономике, против недобросовестной конкуренции и дискриминации на мировом рынке, против использования односторонних санкций в качестве рычага политического давления, за равный доступ к глобальным цепочкам добавленной стоимости и координацию совместных действий против экономических войн и протекционизма. 

На сегодняшний день экономическая составляющая повестка БРИКС ориентирована на сотрудничество в сфере электронной торговли, создание благоприятных условий для ведения инвестиционной политики, создание единых платежных систем БРИКС, более широкого применения национальных валют во взаимных расчетах, упрощение визового режима, гармонизацию национальных законодательств, обмен опытом в области технологических инноваций, разработку единых принципов интеллектуальной собственности, обеспечение экологической и энергетической безопасности, инклюзивный экономический рост и устойчивое развитие стран «пятерки». Активно разрабатываются совместные проекты в области «зеленой» и «голубой» («синей») экономики, а также в области природно-, ресурсно  и энергосберегающих технологий. 

И здесь нельзя не отметить важную роль представителей деловых кругов стран БРИКС в развитии торгово-экономического сотрудничества в рамках объединения. Они успешно взаимодействуют на площадке созданного в 2013 году Делового совета БРИКС, задачей которого является выявление проблемных вопросов и трудностей, сдерживающих рост экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между странами БРИКС, а также формирование предложений и рекомендаций по их разрешению. В рамках Совета функционируют семь отраслевых рабочих групп по ключевым направлениям сотрудничества по устранению избыточных административных барьеров, а также в таких сферах, как инфраструктура, производство, финансы, энергетика и «зеленая» экономика, профессиональная подготовка кадров, АПК и сельское хозяйство. В числе приоритетных задач Делового совета БРИКС: оптимизация торговых режимов, внутренних стандартов, унификация технических регламентов, снятие административных барьеров, поддержка межрегиональных деловых связей, формирование пула инвестиционных проектов. 

Особое место отводится сотрудничеству с Новым банком развития БРИКС. Деловым советом накоплена достаточная база проектных инициатив, которые являются приоритетными для НБР БРИКС в части финансирования. Речь идет об инфраструктурных проектах и проектах, направленных на экоустойчивое экономическое развитие стран БРИКС. Учитывая высокий потенциал эффективного взаимодействия, Деловой совет БРИКС и Новый банк развития БРИКС договорились о заключении взаимовыгодного соглашения о сотрудничестве. Планируется, что подписание соглашения состоится на полях 9-го саммита БРИКС в китайском Сямэне 3-5 сентября 2017 года. 

Нет сомнений в том, что грядущий саммит БРИКС внесет значительный вклад в развитие всего объединения в части внедрения новых инициатив в области экономики, торговли и финансов. Остается надеяться, что ЮАР и Бразилия если не поддержат вектор на интенсивное развитие новых форматов взаимодействия БРИКС, то хотя бы сохранят преемственность повестки и преумножат успехи, достигнутые в период китайского председательства.

Источник: http://www.kitaichina.com/rzhuanti/20170903jzfh/201709/t20170903_800103719.html

 

События