БРИКС: шаг за шагом к новому уровню интеграции / Александр Волков

Александр Волков, доктор исторических наук

Обзор сегодняшнего информационного поля БРИКС поражает многим. Тем, что совсем недавно не казалось возможным, необходимым, доступным. Ведь само это объединение возникло необычно, даже, можно сказать, случайно.

Напомню, что аббревиатуру БРИК придумал Джим О'Нил, старший экономист Голдман Закс в 2001. Его статья «На пути к 2050" была написана после, но, видимо, и под влиянием событий 11 сентября. Как он сам рассказал в интервью журналу Fortune, он задумался тогда о том, каково же будет устройство мира в дальнейшем. И пришел к выводу, что на смену американизации мировой экономики приходит глобализация и мировая торговля, в процессе которых важной силой, влияющей на развитие мировой экономики, станут Бразилия, Россия, Индия и Китай. Впоследствии в своих публикациях он и стал называть эти страны БРИК. Но это условное обозначение нескольких стран со случайно совпавшими темпами развития начало вдруг превращаться в нечто иное - в реальную экономическую группу, взаимодействующую с каждым годом всё активнее, поскольку сами эти страны заинтересовались друг другом.

По мнению изобретателя понятия БРИК, эта четверка стран должна занять лидирующие положение в мире, а уже в 2037 году их совокупный ВВП будет больше, чем совокупный ВВП G7. Сами страны оказались настолько польщены придуманным для них объединением и его перспективами, что начали искать точки соприкосновения и контактов.

Первая министерская встреча в формате БРИК состоялась по предложению президента России Владимира Путина 20 сентября 2006 года «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В ней приняли участие министры иностранных дел России, Бразилии, Китая, а также министр обороны Индии, которые выразили заинтересованность в развитии многопланового сотрудничества в четырёхстороннем формате.

16 мая 2008 года по инициативе России в Екатеринбурге состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств БРИК. По её итогам было принято совместное коммюнике, отразившее общие позиции сторон по актуальным вопросам мирового развития. Первый саммит нового объединения прошёл по предложению российской стороны 16 июня 2009 года в том же Екатеринбурге. По итогам встречи было принято совместное заявление лидеров. В нём были определены цели деятельности объединения: развитие «последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между нашими странами. Диалог и сотрудничество стран БРИК служат не только общим интересам стран с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание». В документе было изложено общее видение партнёрами по БРИК путей вывода мировой экономики из финансово-экономического кризиса.

Однако эксперты не утверждали, что эти четыре страны создадут политический союз (такой, как, скажем, Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация вроде АСЕАН). Тем не менее, эти государства предприняли акивные шаги по расширению своего политического сотрудничества. Правда, изначально связи, устанавлемые между участниками объединения, характеризовались как бы с осторожностью: "партнерство", "политический диалог" (или просто "диалог"), "контакты", "встречи", "сотрудничество".

В качестве основных сфер взаимодействия в этом документе были указаны "социально значимые области" и "области науки и образования", в том числе проведение фундаментальных исследований и разработка передовых технологий. Эти характеристики диалога и сотрудничества - "последовательность, активность и прагматизм" отражали стремление участников БРИК продолжать развитие взаимодействия в будущем, но без принятия на себя каких-либо конкретных обязательств по срокам. Иными словами, ничто в этих характеристиках не указывало на то, что это объединение приобретает постоянный характер. Государства-участники оставляли за собой свободу и предполагали исходить из достигнутого, а не отталкиваться от абстрактных и общих целей. Это был политический и дипломатический прагматизм.

Вехой в развитии объединения стало вступление в БРИК Южно-Африканской Республики. Консенсус стран-членов на этот счёт был зафиксирован 21 сентября 2010 года в ходе встречи министров иностранных дел стран БРИК в Нью-Йорке «на полях» 65-й сессии Генассамблеи ООН. В апреле 2011 года эта страна впервые приняла участие в саммите объединения. Южная Африка присоединилась к нему через два года после создания блока. Решение было принято в русле основных принципов внешней политики страны, разработанных первым демократическим правительством ЮАР, которое рассматривало БРИКС как ассоциацию независимых государств-единомышленников, а также политическую и моральную силу, способную изменить мир.

С другой стороны, принимая в свои ряды одно из ведущих государств африканского континента, остальные члены БРИКС стремились устранить географический разрыв и заручиться поддержкой страны, пользующейся высоким моральным авторитетом и играющей важную роль в поддержании мира, в разрешении конфликтов. С помощью БРИКС ЮАР планировала достичь ряда целей на различных уровнях: от решения проблем бедности, неравенства и создания рабочих мест на внутреннем рынке труда до получения согласованного содействия стран членов БРИКС в Африке и обеспечения более широкой поддержки процесса реформирования международных финансовых институтов и ООН.

Так сама жизнь, конкретные интересы объединяющихся стран подталкивали их к все более широкому взаимодействию, расширению его сфер, использованию разных форматов.

Пять стран БРИКС в последние годы стали играть значимую роль в мировом масштабе во многих – экономических, социальных, политических и военных областях. Например, Китай является первой по величине экономикой в мире и вместе с Индией входит в десятку стран по темпам роста ВВП. В большинстве других категорий страны БРИКС тоже занимают высокие позиции.

Прошедший в китайском Сямэне 9-й саммит БРИКС показал, что эта структура всё больше превращается из неформального объединения в серьёзный экономический союз. Вклад стран этой структуры в мировой ВВП составил тогда уже 23% по сравнению с 12% десять лет назад. Дальнейшее развитие организации позволяет им еще и еще увеличивать вклад в рост мировой экономики. Китайские СМИ сообщают, что уже к 2030 году ВВП стран БРИКС может сравняться с таковым в странах "большой семёрки".

Просматривая последнюю информацию, мы читаем о том, как увеличивается товарооборот между странами объединения. Так, Россия и Индия намерены утроить товарооборот к 2025 году. Суммарный товарооборот между Китаем и Россией составляет сейчас $70-80 млрд в год, а в ближайшее время, скорее всего, превысит 100-миллиардный рубеж. Если же «шелковый путь» будет проходить транзитом через Россию, то РФ сможет ежегодно получать еще до $70 млрд доходов.

Разнообразие сфер сотрудничества расширилось чуть ли не до их всеобъемлемости. Мне представляется очень важным взаимодействие в финансовой сфере, где дело идет к вытеснению доллара и евро в торговле некоторыми сырьевыми и другими товарами, превращению тех или иных валют в резервные. Не говорю уж о растущей роли Нового Банка развития БРИКС в инвестиционной деятельности.

Вместе с тем создан Пул условных валютных резервов стран БРИКС. При этом сам пул, по словам заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, должен быть "виртуальным": центробанки стран объединения договариваются не о выделении средств в отдельный фонд, а о создании юридической среды, в рамках которой деньги оставались бы в валютных резервах стран-участниц. В случае необходимости средства из пула могут быть предоставлены в рамках валютной торгово-обменной операции для оказания помощи государствам- участникам или предотвращения кризиса ликвидности.

Уже многое делается и для сотрудничества в сфере науки, в создании новых современных технологий, их применении в разных областях производства. Ханты-Мансийск готовится встретить Международный IT-Форум c участием стран БРИКС и ШОС. Страны БРИКС решили создать совместную орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Россия тесно сотрудничает со своими партнерами в области освоения околоземного пространства. Недавно появилась информация, что Россия и Китай собираются вместе осваивать Луну.

Мы уже видим, что отношения между странами не только торговые. Там и тут создаются совместные производства. С Китаем начинаем работу над современным дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетом. А вот сообщение, что Россия и Китай совместно займутся добычей урана. Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) инвестирует в этот проект более 16 миллиардов рублей.

Россия готова помочь Индии в развитии цифровых технологий на транспорте, сообщил российским журналистам в Нью-Дели министр транспорта России Максим Соколов. "Российская транспортная телематика - одна из самых продвинутых в мире, - сказал он. - Наши индийские коллеги высоко оценили технологии безостановочной системы взимания платы, примененные при построении госсистемы "Платон". Она поможет решить серьезную транспортную проблему: сегодня в Индии более 12 тысяч платных автотрасс с въездом через шлагбаумы, что стало причиной огромных заторов".

Существует сильная взаимодополняемость стран БРИКС с точки зрения инфраструктуры. Все государства объединения по-прежнему сталкиваются с различными проблемами в этой области, но передовые технологии и финансовые возможности Китая способны помочь другим участникам. Например, Россия нуждается в большом количестве новых железных дорог, Индия – в дополнительном сообщении между Дели, Ченнаи и Мумбаи, Южная Африка - в модернизации своих автомобильных магистралей. Все страны БРИКС намерены использовать строительство инфраструктуры для запуска нового цикла собственного экономического роста, ведь после 2014 г. они испытывают проблемы, связанные с замедлением экономического развития.

Взаимодействие наших стран развивается и в области права, разрабатываются нормы взаимоотношений во всех областях знания и экономической деятельности. К примеру, в Пекине открылся совместный российско-китайский центр интеллектуальной собственности. Москва надеется, что российский потенциал и лучшие практики Государственного ведомства по интеллектуальной собственности КНР позволят вместе создать базу для введения подобной практики в отношениях с другими странами. Главной задачей нового центра будет обработка информации о патентных сделках, урегулирование неясных моментов в области прав собственности, формирование договорной практики, сбор достоверной и точной информации о различных проектах в России и в Китае.

В противовес снижению интеграционных импульсов в развитых странах крупнейшие развивающиеся экономики выступают с новыми инициативами по развитию регионального взаимодействия. Китай, в частности, демонстрирует активное построение финансовых институтов развития (АБИИ), создание крупных региональных проектов («Один пояс, один путь»), а также новых экономических альянсов по всему миру.

Самый недавний элемент в этой последовательности инициатив – предложение создания союза БРИКС+, который, по словам китайского министра иностранных дел Ван И, предоставит новую платформу для кооперации в формате «Юг – Юг» посредством эффективного диалога с другими крупными развивающимися странами или целыми группами стран для установления более всеобъемлющего партнёрства. «Мы расширим круг партнёров БРИКС и превратим наш союз в самую влиятельную платформу для кооперации в формате “Юг – Юг” в мире», – отметил Ван И.

Наверное, наиболее привлекательными сферами для международных корпораций стран БРИК в ЮАР являются энергетика, телекоммуникации и сектор финансовых услуг. Например, крупнейшая горнодобывающая компания Бразилии Vale do Rio Doce и Odebrecht Engenharia e construção вышла на южноафриканский рынок в сектор добывающей промышленности и строительства соответственно. В свою очередь, российские корпорации Renova Group, «Норильский никель» и «Евраз» осуществляют инвестиции в горную добычу и металлургию.

Индия и Китай имеют широкие интересы в ЮАР, а именно телекоммуникации, сектор финансовых услуг и автомобилестроение. Индийские компании активно продвигают на этот рынок свои наиболее успешные бренды – компьютерную компанию Sahara, металлургическую ArcelorMittal South Africa и автомобильную Tata Group. Что касается китайских корпораций, то они принимают активное участие в реализации инфраструктурных проектов на территории страны и в добывающей промышленности.

Последовательное совместное развитие стран БРИКС, их, по сути, транснациональных компаний, то самое взаимное дополнение экономик, соединение финансовых и научных сил, все более активное взаимодействие в области формирования современных кадров, образование единого информационного поля – все это можно считать новыми формами и новым уровнем интеграции.

Мы учимся взаимодействовать все эффективнее, причем в меняющемся мире, в условиях трансформации международных связей, преобразования экономических союзов и центров силы. И очень похоже, что БРИКС будет оказывать все большее влияние на мировые реальности. Как считают многие эксперты, за счет создания сети экономических альянсов на разных континентах БРИКС может возглавить мировой интеграционный процесс в экономической сфере на фоне угасающих импульсов к интеграции в развитом мире.

Источник: http://infobrics.org/post/26635/

События