В новое десятилетие БРИКС входит с оптимистичными ожиданиями и серьезным потенциалом для дальнейшего развития / Ирина Попова, Александр Игнатов

Ирина Попова, Александр Игнатов, сотрудники Центра исследований международных институтов (ЦИМИ) РАНХиГС

В эти дни в Йоханнесбурге проходит юбилейный 10-й саммит БРИКС. Объединение входит в свое новое десятилетие с целым рядом серьезных достижений. Став важнейшим институтом координации интересов стран-участниц по широкому кругу вопросов мировой политики и экономики для дальнейшего их продвижения на международной арене, оно продолжает наращивать взаимодействие и формировать институциональный фундамент. С 2009 по 2017 годы было принято 104 документа, еще 12 были выпущены уже во время южноафриканского председательства в 2018-м. Состоялось более 200 встреч лидеров и соответствующих министерств. Лидеры приняли также 531 конкретное обязательство, уровень исполнения которых стабильно высокий. Накануне саммита можно подвести итоги реализации решений предыдущего председательства, а также работы ЮАР на пути к Йоханнесбургу.

Китайское председательство стало достаточно успешным и амбициозным. По итогам встречи в Сямэне было принято 125 обязательств, что является высоким показателем (больше было принято только по итогам саммита в Уфе). Для сравнения - на саммите в Гоа годом ранее было принято всего 45 конкретных решений. Это отражает разницу в подходах двух председательств: Индия предпочла сконцентрироваться на существующих сферах и обеспечить реализацию принятых ранее решений. Китай же старался как обеспечить преемственность повестки, так и продвинуть принятие новых обязательств и инициатив, углубить кооперацию.

В Сямэне лидеры заявили о намерении содействовать развитию местных рынков облигаций в национальных валютах стран БРИКС, а также совместными усилиями создать Фонд облигаций в национальных валютах. Страны-члены подтвердили свою приверженность промышленному сотрудничеству в рамках БРИКС, приняли ряд решений в области ИКТ. Кроме того, были взяты конкретные обязательства в сфере здравоохранения, что можно считать успехом китайского председательства. Внимание было уделено развитию чистой устойчивой энергетики, в том числе через расширение использования природного газа.

Члены БРИКС также пообещали укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом и коррупцией, воздерживаться от введения протекционистских мер и отменять действующие. В декларации по итогам саммита были сформулированы решения и в сфере региональной безопасности, однако их было немного и они касались сотрудничества с традиционными для объединения странами – Афганистаном, Ираком и некоторыми государствами Африки. Содействие международному развитию также стало важной составляющей повестки председательства Китая, был принят ряд обязательств по поддержке и сотрудничеству на Африканском континенте. В целом, по итогам саммита были приняты конкретные решения по практически всем ключевым сферам сотрудничества.

Уровень исполнения обязательств по приоритетным сферам сотрудничества составил – 79%, что выше, чем средний уровень исполнения за все годы проведения исследований (75,4%), правда, ниже, чем по итогам предыдущего саммита (89%). Максимальной реализации (100%) удалось добиться в сферах развития инфраструктуры в африканских странах, борьбы с терроризмом, развития доступа к информационно-коммуникационным технологиям и совместных проектов в рамках БРИКС в этой области, промышленного потенциала и промышленной политики, новой производственной инфраструктуры и новых промышленных стандартов, а также взаимодействие между малыми, средними и микропредприятиями.

Максимальный уровень реализации был продемонстрирован в сфере энергетики (продвижения использования природного газа) и улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и возможности надзора в сфере инфекционных и других заболеваний. Также высокого промежуточного уровня исполнения удалось достичь в сфере борьбы с протекционизмом (80%). Интересно отметить, что с момента появления в повестке института в 2015 году обязательства в сфере ИКТ реализовывались странами-членами полностью, то есть уровень исполнения составил 100% для саммитов в Уфе, Гоа и Сямэне.

Проблемными по итогам саммита в Сямэне стали обязательства в сфере борьбы с коррупцией (50%), финансов (20%) и региональной безопасности (40%). По обязательствам в области региональной безопасности страны-члены традиционно демонстрируют низкий показатель. Объясняется это, в том числе тем, что для таких стран, как Бразилия и ЮАР, проблемы Ближнего Востока не являются прямой угрозой их национальной безопасности. Также в данном обязательстве речь идет не о внутренних действиях, за которые страны-члены сами несут ответственность, а об укреплении потенциала другого государства в решении проблемы безопасности, что существенно сокращает доступный инструментарий.

Обязательство по борьбе с коррупцией подразумевало укрепление международного сотрудничества в этой сфере, в том числе в рамках профильной Рабочей группы стран БРИКС по борьбе с коррупцией, а также по вопросам возвращения активов и поиска лиц, разыскиваемых за коррупционные преступления. Страны-члены справились с частью обязательства, посвященной сотрудничеству по вопросам возвращения активов и поиска лиц, разыскиваемых за коррупционные преступления, однако не предприняли действий по борьбе с коррупцией непосредственно в рамках Рабочей группы.

В сфере финансов проводился мониторинг нового обязательства по развитию местных рынков облигаций в национальных валютах стран БРИКС, а также усилий по созданию Фонда облигаций в национальных валютах стран БРИКС. Это обязательство предполагает максимально конкретные действия, которые требуют определенного времени для реализации и носят институциональный характер. Этим можно объяснить такой низкий уровень исполнения обязательства – 20%.

Среди стран-членов лидером по уровню исполнения стал председатель саммита – Китай (85%). Россия и Индия продемонстрировали уровень исполнения в 80%. Для Бразилии и ЮАР этот показатель составил 75%.

В целом, уровень исполнения по итогам саммита зафиксирован достаточно высокий. Он ниже, чем в прошлом году, однако это объясняется большим количеством обязательств в целом, их более амбициозным характером, более четкими формулировками, а также отложенным характером реализации.

ЮАР, принимающая председательство во второй раз, старается сохранить и развить наследие предыдущих саммитов. Темой ее председательства была выбрана «БРИКС в Африке: сотрудничество с развивающимися странами в интересах инклюзивного роста и общего процветания в эпоху Четвертой промышленной революции». ЮАР по-прежнему остаётся верной заявленной ещё в момент вступления в БРИК повестке – привлечение ресурсов для содействия развитию стран Африки и реформирование системы глобального управления для более полного представления интересов развивающихся стран. К саммиту была проведена активная работа на уровне министров и специальных представителей стран БРИКС по вопросам экономического сотрудничества, содействия научным и гуманитарным обменам, соблюдения принятых обязательств в сфере экологической политики, а также углубление взаимодействия по вопросам безопасности.

ммммЭкономический трек второго председательства ЮАР в основном концентрировался на вопросах использования возможностей, создаваемых цифровизацией экономики, для обеспечения длительного стабильного роста. Министры промышленности БРИКС договорились о создании специального механизма – Партнёрства БРИКС для Новой промышленной революции (PartNIR), который призван содействовать обмену опытом и наилучшими практиками государственной поддержки цифровизации экономики. Традиционное по своему характеру заявление в форме Совместного коммюнике сделали министры торговли стран БРИКС, осудившие систематические нарушения правил ВТО отдельными странами и политику «торговых войн». Они обсудили меры углубления инвестиционного сотрудничества и наращивания торговли товарами с добавленной стоимостью между странами БРИКС. Министры налогообложения стран сообщества на встрече в Кейптауне приняли коммюнике, в котором были подняты вопросы, связанные с особенностями работы налоговых ведомств в новых экономических условиях.

Экологический компонент повестки председательства ЮАР в БРИКС во многом опирался на достижения предыдущего председательства Китая в объединении. На встрече в Скукузе, ЮАР, министры сельского хозяйства стран БРИКС подтвердили приверженность своих стран Целям устойчивого развития и обсудили меры по их реализации в рамках своей компетенции. Министры экологии БРИКС на встрече в Дурбане приняли Совместное заявление, в котором отметили прогресс в исполнении обязательств в рамках Парижского соглашения по климату 2015 г.

Ещё одним важным направлением работы в рамках председательства ЮАР стали вопросы безопасности. С инициативой создания Форума разведсообществ для обмена информацией о мерах по борьбе с киберпреступностью и терроризмом выступили специальные представители стран БРИКС на встрече в Дурбане. Министры иностранных дел стран объединения на встрече в Претории обсудили ситуацию в разных регионах мира, призвав к установлению мира в очагах конфликтов и соблюдению верховенства ООН в обеспечении международной безопасности. Качественная проработка возможных решений для дальнейшего углубления кооперации была проведена по всем приоритетным направлениям повестки института.

В новое десятилетие БРИКС входит с оптимистичными ожиданиями и серьезным потенциалом для дальнейшего развития сотрудничества и усиления роли объединения в системе международных институтов.

Источник: http://infobrics.org/post/27162/

События