Новый статус Нового банка развития / Александра Морозкина

Александра Морозкина, руководитель направления «структурные реформы», Экономическая экспертная группа.

Банк БРИКС переходит на новый этап развития с получением первого международного рейтинга (АА+), который был присвоен ему 3 августа 2018 года рейтинговым агентством Fitch. Теперь банк признан заемщиком с высоким уровнем кредитоспособности на международном уровне.

В обзоре агентства отмечены высокий уровень капитализации и ликвидности, а также низкий рисковый профиль организации. В то же время рейтинги крупнейших многосторонних банков развития – Всемирного банка, Межамериканского банка развития, Африканского банка развития, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка развития – находятся на одну ступень выше, на уровне AAA, согласно последним обзорам Fitch.

Недостатком НБР, негативно влияющим на его рейтинг, агентство считает высокую концентрацию кредитного риска, что связано с пока небольшим количеством стран, в которых банк осуществляет свою деятельность. Аналогичная ситуация сложилась в Карибском банке развития, также имеющем рейтинг на уровне AA+ в силу высокой концентрации риска. Более низкий рейтинг присвоен, например, таким многосторонним банкам развития как Западноафриканский банк развития (BBB) и Африканский экспортно-импортный банк (BBB-). Их низкий кредитный рейтинг обусловлен большим объемом кредитов, выданных высокорисковым заемщикам.

Таким образом, можно ожидать повышения рейтинга НБР в будущем в случае присоединения других стран и снижения географической концентрации кредитного риска. Однако важным условием является высокий уровень надежности новых заемщиков или относительно небольшая доля рисковых кредитов.

Высокий международный кредитный рейтинг дает НБР статус надежного заемщика и возможность осуществлять заимствования на международном финансовом рынке на привлекательных условиях. Открывшийся потенциал позволит банку БРИКС как расширить использование традиционных инструментов финансирования развития, так и занять новую нишу, то есть стать институтом, стимулирующим развитие инновационных механизмов в этой области.

На возможность выбора второго пути указывает принятая в прошлом году стратегия НБР. Согласно ей, в процессе расширения банк планирует использовать различные инновационные инструменты финансирования развития. Нацеленность банка на использование новых инструментов подтверждается и проведением в мае семинара по «инновационным подходам к мобилизации финансирования развития устойчивой инфраструктуры» на полях ежегодной встречи совета директоров банка.

По последним имеющимся оценкам, объем средств, привлеченных с помощью инновационных механизмов, составил в период 2000-2013 гг. около 90-100 млрд долл. По сравнению с объемом официального финансирования развития, мобилизованного за аналогичный период, это около 6%. Если исключить гарантии, по сути, не являющиеся новым механизмом, то отношение снизится до 2,5%.

Можно сказать, что альтернативные механизмы финансирования развития пока не получили значимого распространения и мобилизованные с их помощью средства составляют крайне малую долю средств, направленных на развитие. Это во многом связано с тем, что многие традиционные доноры не обладают мандатом, стимулами или достаточной гибкостью для продвижения инновационных схем финансирования. Поэтому важно, чтобы организации, имеющие достаточную степень гибкости и институциональные возможности для внедрения инноваций, продвигали новые механизмы финансирования развития.

Поддержка инновационных инструментов развития, в свою очередь, может проводиться по двум направлениям: расширение использования успешных механизмов (например, гарантии и зеленые облигации), или поддержка и развитие новых инструментов (например, выпуск облигаций развития – development impact bonds или инвестиции в фонды социально-преобразующих инвестиций – impact investment funds). НБР уже сделал шаги в первом направлении – в 2016 году на китайском межбанковском рынке был размещен пятилетний выпуск «зеленых облигаций» объемом 3 млрд. юаней.

В качестве ориентира по второму направлению можно использовать опыт других институтов развития, которые уже используют новые механизмы. Так, например, немецкий банк развития (KfW) вложил 10 млн. евро в Глобальный инвестиционный фонд здоровья (Global Health Investment Fund), финансирующий развитие и запуск новых технологий в области медицины, лекарств и инструментов диагностики. Межамериканский банк развития, Всемирный банк и агентство США по международному развитию начали выпуск облигаций развития – финансового инструмента, предполагающего выплату первоначальному инвестору основного долга с процентом в случае выполнения заранее заданных целей в области развития. Выплату осуществляет сторонний спонсор – как правило, банк развития либо агентство по помощи развитию из развитых стран.

Всего в мире по состоянию на начало 2018 года состоялось 108 выпусков облигаций развития, из них 6 – в развивающихся странах, и два из них – в Индии. Первые индийские облигации развития были размещены в 2015 году и были направлены на повышение доступности и качества школьного образования для девочек в штате Раджастан. Проект ставил перед собой две цели: повышение доли девочек 7-14 лет, обучающихся в школе, с 52% до 79% за три года и улучшение результатов тестов школьников, участвующих в программе, по английскому, хинди и математике, на 5592 уровня согласно методике, рассчитываемой индийской компанией ASER. В качестве частного инвестора выступила благотворительная организация UBS Optimus Foundation, вложившая 270 тыс. долл.

В июне 2018 года были подведены результаты реализации проекта. В соответствии с итоговым отчетом, плановые значения были не только достигнуты, но и перевыполнены – доля девочек, посещающих школу, выросла до 92%, а результаты тестов улучшились на 8940 уровней. Выполнение результатов означает, что спонсор, в качестве которого выступил индийский Фонд помощи детям (CIFF), выплатит инвестору первоначальный капитал плюс 15%.

Подобные инновационные механизмы пока находятся в стадии развития и требуют большой гибкости от использующего их института. Поскольку именно Новый банк развития позиционирует инновации и адаптируемость как ключевые особенности своей корпоративной культуры и деятельности, то именно он может стать лидером в применении инновационных инструментов. Новый статус надежного заемщика, подтвержденный высоким рейтингом одного из крупнейших международных рейтинговых агентств, дает для этого все возможности, однако реализация этого потенциала целиком зависит от выбранного руководством банка направления дальнейшего развития.

Источник: http://infobrics.org/post/27273/

События