Начало президентства Болсонару: постановка ориентиров во внешней политике / Марина Пруненко

Марина Пруненко, эксперт НКИ БРИКС

В 2018 году во многих странах мира к власти пришли новые лидеры. Так, в Бразилии на выборах президента 28 октября победу одержал выдвигавшийся от правой Социал-либеральной партии Жаир Болсонару. Избранный президент Бразилии выступает за принятие закона о свободном приобретении и ношении оружия, освобождение полиции от ответственности за превышение полномочий во время спецопераций, снижение налогов и приватизацию государственных активов.

Болсонару привлек свой электорат тем, что обещал придерживаться принципиально иной внешнеполитической линии, нежели та, которую вел посаженный за коррупцию в тюрьму экс-президент Луис Инасиу Лула да Силва и его преемница, отправленная в отставку в результате импичмента Дилма Русеф. Партия трудящихся в рамках борьбы с последствиями финансового кризиса и политики стимулирования экономики увеличивала расходы, а также поддерживала экспансию бразильского бизнеса за рубежом. Бразильский банк развития выдавал большие кредиты компаниям на проекты на Кубе, в Венесуэле, в других странах Латинской Америки и Африки. Что касается внешней политики, то ей бразильские избиратели традиционно уделяют мало внимания при выборе того или иного кандидата. Поэтому по международным вопросам Болсонару до недавних пор ограничивался достаточно лаконичными заявлениями, хотя он не скупился на похвалы в адрес Японии и Южной Кореи.

Болсонару высказался и за усиление связей с США и Израилем, перенос посольства Бразилии в еврейском государстве в Иерусалим. Кроме того, он уже обещал, что будет проводить политику давления в отношении левых правительств Латинской Америки: Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, Боливии. А по данным бразильских СМИ, свой первый зарубежный визит в качестве Президента Болсонару намерен совершить в Чили. Именно эту республику в штабе избранного президента считают самым успешным государством в Латинской Америке.

Новый президент Бразилии уже успел обсудить со своим аргентинским коллегой Маурисио Макри пути повышения эффективности работы Южноамериканского общего рынка (Меркосур). Болсонару подчеркнул необходимость дальнейшего снижения барьеров в торговле, а также выступил за скорейшее заключение договора о торговле между Меркосур и Евросоюзом (его планировалось подписать во время саммита G20 в 2018 году, но эти намерения не были реализованы). Стороны договорились усилить сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с наркотрафиком и отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, в первый месяц своей работы в качестве президента Жаир Болсонару успел сделать весьма серьезное заявление о возможности размещения на территории Бразилии американской военной базы. Госсекретарь США Майк Помпео поддержал данную идею, а глава МИД Эрнесту Араужу подтвердил рассмотрение этого вопроса. Однако после недовольства бразильских офицеров, Болсонару проинформировал руководство вооруженных сил, что строительство в стране американской военной базы во время срока его президентства не планируется.

Еще одно интересное заявление Жаир Болсонару сделал об отмене виз для граждан Соединенных Штатов. Так он надеется дать толчок туристическому сектору и укрепить отношения с США. По плану, эти меры будут введены в первые 100 дней президентства Болсонару. Хотя Бразилия и является крупнейшей экономикой Латинской Америки, индустрия путешествий здесь недостаточно развита. Страна ежегодно принимает 6,6 миллиона иностранных туристов, что вдвое меньше, чем один Нью-Йорк.

Подражая Трампу, Болсонару рассказал СМИ о возможности вывода Бразилии из состава Совета ООН по правам человека. Более того, вслед за главой Белого дома Болсонару обещал выйти и из Парижского соглашения по климату. Однако от этой идеи он быстро отказался.

Также в попытках поддержать благоприятные отношения с США, Жаир Болсонару заявил через Twitter, что готовящаяся сделка между бразильской авиастроительной компанией Embraer и американской корпорацией Boeing не угрожает суверенитету республики. Как следствие, правительство Бразилии не будет использовать свое право вето в отношении этого соглашения. Хотя Embraer и была приватизирована, правительство Бразилии обладает правом вето в вопросах, касающихся смены собственников и деятельности компании. В декабре 2018 года Embraer и Boeing согласовали условия сделки о создании совместного предприятия. В соответствии с этой договоренностью, стоимость нового СП, которое займется строительством исключительно гражданских самолетов (подразделение Embraer военного назначения затронуто не будет), достигнет $5,26 млрд. Предполагается, что 80% акций будущего предприятия будут принадлежать Boeing, а 20% - Embraer.

Касательно дальнейшего участия Бразилии в БРИКС, если три предыдущих президента Бразилии - Луис Инасиу Лула да Силва (2003-2010), Дилма Руссефф (2011-2016) и Мишел Темер (2016-2018) - в своих заявлениях неоднократно подчеркивали большое значение участия в БРИКС их страны. Отношение же нового главы республики к этому объединению долгое время не было обнародовано. Однако за время своей предвыборной кампании, а также после победы во втором туре голосования Болсонару не раз достаточно критически высказывался о КНР: «Китай ничего не покупает у Бразилии. Он покупает саму Бразилию».

Кроме того, когда Болсонару говорил о внешнеполитических планах сразу после своей победы на выборах, он пообещал работать над сближением с "наиболее развитыми" странами. При этом КНР остается и на ближайшее будущее останется для Бразилии главным торговым партнером, вкладывающим в латиноамериканскую страну огромные деньги. Стоит отметить, что в планах у правительства Бразилии поиск дополнительных средств для экономических реформ внутри страны, и, вероятнее всего, правительство Болсонару воспользуется предложением Китая стать спонсором ресурсоемких (в первую очередь, с финансовой точки зрения) проектов.

При этом президент Бразилии Мишел Темер в ноябре 2018 года на полях саммита G20 в Аргентине заверил партнеров по БРИКС в том, что полноценное участие Бразилии в объединении останется в силе после смены власти. Кроме того, Мишел Темер высказался и о предвыборных обещаниях Жаира Болсонару: «Я утвердился в своем мнении о том, что одно дело - предвыборная кампания, а совсем другое - работа на посту президента, управление [государством]. Я сказал им [лидерам БРИКС], что я уверен, что в экономической сфере изменений не будет».

На пресс-конференции в январе глава МИД РФ Сергей Лавров также заявил, что Москва не видит причин для предположений, что Бразилия при новом президенте Жаире Болсонару будет играть деструктивную роль в БРИКС. Более того, он подчеркнул: «Президент Болсонару контактировал с нашими представителями, включая нашего представителя на его инаугурации - председателя Госдумы (Вячеслава) Володина. Он подтвердил нацеленность на обеспечение преемственности в отношениях с РФ и свой настрой на участие в дальнейшем развитии БРИКС, в котором Бразилия начала председательствовать в этом году».

Бразильские эксперты по внешней политике предпочитают пока не давать однозначных прогнозов насчет того, как отразится смена власти в Бразилии на работе БРИКС. Также отмечается, что новые власти Бразилии, не отказываясь от проведения саммита глав государств БРИКС, могут отменить часть встреч более низкого уровня в рамках этого объединения.

Взаимоотношения в рамках группы БРИКС во многом зависят от международной конъюнктуры. Учитывая, что Бразилия уже активно участвует в других глобальных группах, новый президент и правительство заинтересованы в продолжении и развитии этого сотрудничества, в первую очередь, для укрепления позиций своей страны.

Следующий саммит группы БРИКС должен состояться на бразильской территории, и в интересах Болсонару использовать максимальный потенциал из всех возможных коалиций (в том числе и из БРИКС), а не только из двусторонних отношений с США.

Источник: http://infobrics.org/post/27970/

События