Россия и Китай: потенциал торгово-экономических отношений далеко не исчерпан / Яна Григорьева

Яна Григорьева, стажер НКИ БРИКС – специально для ИнфоБРИКС

Россия и Китай активно позиционируют всестороннее стратегическое партнерство на международной арене. Еще никогда в истории экономики двух стран не были столь взаимосвязаны. Взаимодополняемость торгово- экономических отношений имеет большой потенциал для углубления взаимовыгодного сотрудничества России с Поднебесной.

В последние годы обе страны скорректировали существующую структуру торговли, которая основывалась на экспорте энергоресурсов, увеличили экспорт механического и электрического оборудования, высокотехнологичной и сельскохозяйственной продукции. Китай является не только крупнейшим торговым партнером России – в 2016 году он превзошел Германию, став крупнейшим в России экспортером высокотехнологичного оборудования.

Рассматривая изменения показателей взаимной торговли Китая и России, можно четко проследить тенденцию к росту. После спада в 2014 году, с каждым годом объем товарооборота увеличивается на 20%. Таким образом Китай и Россия впервые преодолели рубеж в $100 млрд, поставив исторический рекорд. По динамике роста Россия оказалась на первом месте в десятке ключевых партнеров Китая.

Согласно данным таможни КНР, объем экспорта из Китая в РФ за 12 месяцев увеличился на 12% и превысил $47,97 млрд. Импорт российских товаров и услуг в КНР вырос на 42,7% - до $59,08 млрд. Наиболее значительными статьями импорта России в Китай являются минеральные продукты, древесина и изделия из нее, машины и оборудование и продукция химической промышленности, но за 2018 год объем поставок уменьшился в среднем на 2-3% из-за нестабильной политической ситуации. Из всех товарных групп выросли поставки металлов и изделий из них (в особенности цветных металлов) в связи с истощением национальных ресурсов Китая.

Кроме того, в 2018 году Китай стал крупнейшим в России импортером продовольствия и сельскохозяйственной продукции. В настоящее время он сохраняет большой интерес к сельхозпродукции российского производства. Обе стороны подписали ряд соглашений об экспорте продуктов питания, мороженого, меда и других товаров, а также ведут переговоры о поставках российской мясной продукции на китайский рынок. Хотя объем этих поставок составляет лишь 1% от общей двусторонней торговли, потенциал развития сотрудничества двух стран огромен. По оценкам Минсельхоза РФ, к 2028 году в Китай будет уходить свыше 50 млн тонн российской сельхозпродукции.

Особый интерес у китайской стороны вызывает российское мороженое. Его экспорт из России в Китай за период 2013-2017 гг. составил более 12 миллионов долларов, общим весом более 4 тысяч тонн. С начала 2018 года поставки в Китай уверенно растут. Один из крупнейших российских производителей мороженого – «Петрохолод» открыл в конце 2018 года представительство в Пекине.

Наращивая сотрудничество в крупномасштабных строительных проектах, Россия и Китай также начали совместную работу по поддержке малых и средних предприятий (МСП). В 2015 году был создан российский экспортный центр для поддержки выхода российских МСП на зарубежные рынки, в том числе в страны БРИКС. Это стало большим подспорьем для малых и средних предприятий: в центре они могут получить консультации по вопросам особенностей таможенного администрирования в Китае, логистики и валютного контроля.

9 октября 2018 года в Москве прошёл очередной IX Международный форум по поддержке малых и средних предприятий России и Китая. Целями этого мероприятия являлись установление практического диалога, повышение эффективности российско-китайского экономического сотрудничества, построение системы поддержки предпринимательской деятельности и обмен опытом ведения бизнеса.

Кроме того, росту объема торговли между Россией и Китаем активно содействует интернет-торговля. В России действуют многочисленные китайские электронные платформы, наиболее влиятельными из которых является Alibaba. Такие платформы позволяют МСП выходить на международный рынок без дополнительных затрат. Так, к примеру, платформа AliExpress (входит в Alibaba Group) помогает открытию представительств российских производителей на одной из своих платформ в Китае – Tmall.

Китайские покупатели считают российские товары экологически чистыми, что придает уверенность в росте продаж. Поэтому такие компании как «ВкусВилл», «Объединенные кондитеры» и «Балтика» уже находятся на этапе переговоров с китайской стороной по поводу реализации своей продукции на китайском рынке. Tmall будет закупать российские товары у поставщиков, самостоятельно транспортировать их на склады в Китае, а затем выпускать их на платформе с автоматическим управлением. Эта модель позволяет доставить товар клиентам всего за сутки.

Выход МСП на китайский рынок затруднен из-за необходимости локализации и сертификации продукции. Кроме того, практически невозможно выйти на офлайновый рынок. Производители должны вкладывать средства в маркетинг в течение многих лет, чтобы покупатели узнали о товаре, а сетевые магазины согласились его реализовывать. Онлайн-продажи продукции российских МСП через платформу Alibaba могут повысить ее «видимость».

Что касается развития логистики, то взаимодействие России и Китая в этой сфере довольно масштабно. «Новый Шелковый путь» является проектом Китая, который он реализует совместно с Россией, Казахстаном и другими странами Евразийского региона. Современный Шелковый путь является ключевой частью стратегии развития Китая в современном мире, он должен обеспечить самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр Евразии, а также подтянуть слаборазвитые регионы Китая и примыкающие страны в сфере стабилизации взаимной торговли между государствами, создать новые рынки для китайских товаров и понизить издержки импорта иностранных товаров. Он охватывает строительство гигантской транспортной системы, включая железные и автомобильные дороги, морские и воздушные коммуникации, линии электропередач и трубопроводы.

Подобные проекты также смогут стать двигателем экономического развития многих российских городов. Новый Шелковый путь поможет превратить Россию в крупнейший в мире торговый маршрут, по которому товары и капитал будут перемещаться с Запада на Восток и с Востока на Запад. Это, в свою очередь, может привлечь в Россию передовые технологии партнеров. Задача России на следующее десятилетие – увеличить приток китайских инвестиций до 30 миллиардов долларов.

Толчком для строительства новых маршрутов транспортировки, которые позволяют перевозить товары в два раза быстрее и в пять раз дешевле, чем ранее, стал также один из наиболее интересных проектов – Быстринский завод. На его строительство было затрачено 1,5 миллиарда долларов. Расположен он на границе России с Китаем в Забайкальском крае. Этот современный горно-обогатительный комплекс содержит более 343 млн. тонн рудных запасов и является совместным предприятием российских и китайских компаний. Естественно, чтобы справиться с производством, в центре этой пустынной местности была развернута новая сеть автомобильных и железных дорог, а также мощнейшая инфраструктура. Строительные работы по возведению моста через реку Амур начались в 2016 году, а автомобильное и железнодорожное сообщение должно быть установлено в 2019 году.

В процессе разработки находится и еще один проект по транспортировке железной руды из российского рудника Кимкан в Китай. Концепцию коридора предложила компания Heilongjiang Bridge – совместное российско-китайское предприятие.

Из успешных совместных проектов можно также выделить магистральный газопровод «Сила Сибири» российского «Газпрома» и китайского «CNPC», строительство которого завершено уже на 99%. Начать поставки российского газа в Китай планируется уже в 2019 году в объёме 5 млрд м³ в год, а затем повысить до предполагаемых 38 млрд м³ в год.

С углублением российско-китайского сотрудничества и решением существующих логистических проблем, объем взаимной торговли может достичь 200 млрд долларов к 2020 году. Структурные характеристики экономической мощи двух стран определяют перспективы экономических и торговых отношений между ними. Прагматическое сотрудничество между Россией и Китаем может стать внутренним импульсом для БРИКС, ШОС и других объединений.

Источник: http://infobrics.org/post/28214/

События