Чего нам ждать от саммита Россия-Африка / Дарья Туряница

Дарья Туряница, специалист-аналитик Национального комитета по исследованию БРИКС - специально для ИнфоБРИКС

2019 год стал неофициальным Годом Африки в России. Это событие связывают с выдвинутой Владимиром Путиным на встрече БРИКС в июле 2018 года в ЮАР инициативой провести саммит со странами этого континента.

Согласно официальным данным, первый в истории современной России саммит «Россия – Африка» пройдет 24 октября в Сочи. По словам главы российского МИД, председателями встречи станут Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси, президент Египта — страны-председателя в Африканском союзе в этом году. Лидеры из 54 африканских стран приглашены на саммит, который по своему масштабу и значению напоминает «Форум сотрудничества Китай – Африка» (FOCAC) и саммит «Форум Индия – Африка» (IAFS). Он планировался в течение нескольких месяцев под личным руководством президента РФ, что позволяет говорить о том, что Россия вернулась на африканский континент после долгого отсутствия – после распада Советского Союза.

Первым удачным шагом в Африку южнее Сахары можно считать сотрудничество России и ЮАР в объединении БРИКС, продолжающееся уже на протяжении 10 лет. Сегодня Россия вынуждена действовать с учётом атмосферы жесткой конкуренции за внимание стран африканского континента. Помимо многомиллиардных многолетних инвестиций США и Европы Китай и Индия поступательно расширяют свое экономическое и военное присутствие в этой части света с 2000 года.

Пока наше участие не так уж и отличается от советской стратегии – основное внимание уделяется минеральным ресурсам, сотрудничеству в области энергетики и поставок оружия, а также стратегическому планированию интересов. Однако преимущество России заключается в том, что она не пытается действовать как колониальная держава (и не несёт на себе это историческое бремя в глазах африканцев), а выступает за стратегическое сотрудничество со своими африканскими партнерами.

Следует подчеркнуть, что с принятием африканскими лидерами соглашения о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли в марте 2018 года — крупнейшего торгового соглашения с момента создания ВТО — вероятно, интересы России на континенте расширятся. Предполагается, что «африканское ВТО» облегчит создание единого рынка товаров и услуг в Африке, стимулируя свободное передвижение бизнесменов и инвестиций. Ожидается, что к 2030 году объем рынка составит 1,7 млрд человек, занятых в работе с совокупными потребительскими и деловыми расходами в размере более 6,7 трлн долларов, то есть к тому моменту, когда все африканские страны присоединятся к зоне свободной торговли. Десять стран, включая Нигерию, еще не приняли соглашение, но это, скорее, вопрос времени.

Стоит отметить, что даже прошедший недавно Саммит G20 в Осаке не мог оставить в стороне «африканскую повестку», что было отражено в итоговом документе. Страны «двадцатки» продолжают поддерживать развивающиеся африканские государства в их усилиях по достижению прогресса в направлении своевременного осуществления Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых Генассамблеей ООН, в таких областях, как борьба с нищетой, привлечение инвестиций, гендерное равенство, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, окружающая среда, энергетика и индустриализация.

Страны G20 еще раз подтвердили свое намерение оказывать постоянную поддержку Африке, включая приверженность основному договору с нею (Compact with Africa - CwA), с усилением двустороннего участия членов G20 и укреплением роли Группы Всемирного банка, Африканского банка развития и МВФ в реализации плана CwA и инициативы G20 по поддержке индустриализации в странах Африки. Эти наработки и цели способствуют реализации африканского плана, изложенного в Программе Африканского союза на 2063 год. Государства стран «двадцатки» продолжат оказывать посильную помощь в решении проблемы незаконных финансовых потоков.

Кроме этого на полях «двадцатки» Владимир Путин провел переговоры с президентом ЮАР Сирилом Рамапосой и пригласил его на саммит « Россия – Африка» в Сочи. Российский президент также напомнил о запланированном в 2020 году саммите БРИКС в России. «В ноябре нам предстоит вместе поработать в Бразилии в рамках БРИКС, а в следующем же году летом проведем очередное заседание в формате «пятерки» в России».

Сегодня не только Россия, но и многие другие крупные государства обращают пристальное внимание как на ЮАР, так и на другие страны Африки, особенно на их природные и человеческие ресурсы. Согласно последней статистике ООН, этот континент будет основным демографическим драйвером, который обгонит по данному показателю Азию.

Заинтересованность стран-участниц «двадцатки», подтверждается проведением ежегодных саммитов с участием лидеров африканских государств и подписанием договоров о сотрудничестве в разных сферах африканского общества. Среди недавних можно отметить 12-й Бизнес-форум США – Африка в Мозамбике, прошедший 18-21 июня 2019 года.

Подтверждено, что до первого саммита «Россия – Африка» будет проведена цепочка подготовительных мероприятий. Одним из них является недавно организованная экспертная дискуссия на тему кризисов на африканском континенте, во время которой эксперты затронули проблему объективности отечественных СМИ о происходящем в Африке. «Лучшее, о чём говорят - природа Африки, теракты и перевороты в Африке. Но это не отображает реальных процессов в Африке» – заявил, главный научный сотрудник Института Африки РАН Владимир Шубин. Эксперт также отметил, что важно понимать, что будет после саммита, каким будет стратегическое видение взаимодействия в Африке.

На фоне остальных стран Россия, пока «разворачивалась на Восток», почти потеряла Африку. И ее возродившееся внимание к этому континенту, естественно, не может не беспокоить наших западных «партнеров». Так, в декабре 2018 года советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что все более напористая политика Пекина и Москвы «представляет серьезную угрозу интересам национальной безопасности США». По его словам, «хищническая политика» Китая и России сдерживает экономический рост и независимость стран Африки, в то же время препятствуя торговым и военным целям США.

Теперь стоит поподробнее рассмотреть работу на африканском континенте одного из ключевых партнеров России в группе БРИКС – Китая.

История развития отношений стран Африки и Китая началась с создания Форума по китайско-африканскому сотрудничеству (FOCAC) 19 лет назад. Это стало ответом на запрос африканских стран, стремящихся к большей координации в своих двусторонних отношениях с КНР. Министерские конференции FOCAC проводятся каждые три года поочередно в Китае и в одной из африканских стран. Пока саммиты были проведены в Эфиопии, Египте и ЮАР.

Пекин на протяжении десятилетий остается самым надежным партнером Африки. На последнем 7-м совещании FOCAC, который прошел в Пекине 3-4 сентября 2018 года, приняли участие около 47 глав государств и правительств этих стран, что делает его крупнейшим совещанием африканских лидеров за пределами континента. Интересная деталь: на этот форум приехало в два раза больше президентов африканских стран, чем на Генеральную ассамблею ООН: 51 африканский лидер находился в Пекине, тогда как в Нью-Йорке - только 27. И дело не только в лидерах: по крайней мере, 24 африканских государства послали чиновников более низкого ранга в ООН, чем на FOCAC.

Такое положение вещей доказывает, что отношения с Китаем для африканских лидеров находятся в приоритете. Последние исследования показали, что китайские лидеры отвечают взаимностью на развитие контактов со странами Африки, посещая континент гораздо чаще, чем их европейские или американские коллеги, а также объявляя о щедрых взносах в экономику этих государств на сумму 60 миллиардов долларов в течение следующих трех лет.

Для контроля FOCAC в Китае действует специальный комитет, состоящий из 28 китайских департаментов и агентств, возглавляемых Государственным советом КНР. В нескольких странах работают специальные офисы по контролю исполнения этого проекта, в то время как в других государствах континента есть специальные консультанты по Китаю.

Чтобы добиться максимальных результатов, высокие должностные лица Китая и Африки встречаются за год до основной встречи на высшем уровне, а также за несколько дней до встречи. Китайские послы и экономические советники в африканских странах также отчитываются перед Комитетом FOCAC. Помимо этого, FOCAC имеет ряд подфорумов. Например, существует ежегодная китайско-африканская конференция по сокращению бедности и развитию, организуемая Программой развития ООН (ПРООН) и Международным центром сокращения бедности в Китае (IPRCC). В добавление к этому в последние пару лет Китай организовывает подфорумы, которые часто включают в себя взаимодействие стран Африки с неправительственными организациями, бизнесом и учеными.

ООН все активнее участвует в работе FOCAC в качестве наблюдателя, а Генеральный секретарь ООН выступил с речью на министерском совещании 2012 года, а также на FOCAC в 2018 году.

В нынешнем году 27-29 июня состоялась Первая китайско-африканская торгово-экономическая выставка, которая работала в центральном китайском городе Чанша и была направлена на формирование взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Африкой. Си Цзиньпин заявил, что отныне эта выставка будет проходить раз в два года.

Что касается взаимодействия ЮАР и Китая, партнеров по объединению БРИКС, то шестой форум FOCAC в 2015 году был проведен именно в ЮАР, в городе Йоханнесбург. Во время проведения этого форума ЮАР и Китай подписали 25 соглашений на общую сумму 16,5 млрд долларов. В программе форума приняли участие около 400 бизнесменов из обеих стран. Во время этого мероприятия страны обсудили экономические приоритеты, такие как ускорение процесса индустриализации в Южной Африке, расширение взаимодействия в особых экономических зонах, морское сотрудничество, развитие транспортной инфраструктуры, сотрудничество в области человеческих ресурсов и в сфере финансов.

Правительство ЮАР, воодушевленное успехами Китая в сокращении масштабов нищеты, ищет в нем союзника и «идейного вдохновителя». В июле 2018 года Китай объявил об инвестировании 15 млрд долларов в южноафриканскую экономику. Этот денежный транш обеспечит энергетическую и логистическую корпорации кредитами.

Резюмируя, можно сказать, что Китай занимает лидирующее положение на африканском континенте и что, очевидно, российской сторона должна иметь это в виду. В свою очередь, стоит заметить, что страны Африки, действительно, готовы к сотрудничеству с Россией, и это подтверждается на встречах высшего уровня.

России необходима разработка полноценной стратегии развития с государствами Африки, как это было сделано в других странах, заинтересованных в сотрудничестве. Задача России объективно и реалистично разобраться, что же все-таки происходит на континенте и принять тот факт, что существует серьезная неравномерность процессов развития. Есть регионы, где страны быстро поднимаются по экономическим, социальным и иным показателям (южная и восточная Африка), но существуют и те, что продолжают деградировать. Вопрос заключается в другом: готова ли Россия отказаться от своих предрассудков, полагая, что Африка так и остается для нее «черной дырой», и начать взаимовыгодно, а главное – с пользой для себя работать на континенте?

Источник: http://infobrics.org/post/28912/

События