БРИКС и формирование новой климатической повестки / Игорь Макаров

Игорь Макаров  руководитель департамента мировой экономики, заведующий Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ.

Ключевой вопрос глобальных усилий по борьбе с изменением климата состоит не в том, сколько небольших европейских стран станет углеродонейтральными, а в том, смогут ли огромные экономики стран БРИКС выработать устойчивые пути к экономическому благополучию – пути, которые в дальнейшем станут образцом для следующих за ними развивающихся стран, от Индонезии и Пакистана до государств Тропической Африки.

Глобальные изменения климата – один из главных вызовов человечеству в XXI веке и один из важнейших элементов международной повестки на ближайшие десятилетия. Разворачивающая пандемия COVID-19 преподала человечеству два важных урока. Во-первых, ориентация на экономический рост не должна подрывать способность государств предоставлять критически важные общественные блага, а человечества – решать глобальные проблемы. Во-вторых, скорость реакции имеет значение. Наиболее успешно борются с эпидемией страны, которые оперативно ввели ограничительные меры и смогли за счёт этого «сгладить» кривую заболеваемости.

Изменение климата подобно коронавирусу на длительном временном отрезке: решительные действия по декарбонизации экономики сейчас обойдутся дорого, но позволят «переломить» кривую выбросов и избежать ещё большего ущерба в будущем.

Увы, несмотря на растущую обеспокоенность «глобальным потеплением», человечество пока и близко не подошло к разрешению климатического кризиса. Пандемия и связанный с ней экономический спад позволят сократить выбросы на какое-то время, но далее они продолжат расти. Население, бизнес и правительства западных стран заявляют о своей готовности к переходу на низкоуглеродное развитие. Но на эти страны приходится лишь около трети выбросов парниковых газов мира. И эта доля, независимо от принимаемых мер климатической политики, будет быстро сокращаться, просто в силу более медленного экономического и демографического роста по сравнению с остальным миром.

"Динамику мировых выбросов сегодня определяют ведущие развивающиеся экономики – в первую очередь страны БРИКС. Это первые страны, стремящиеся перейти от низких к средним и высоким душевым доходам в мире эпохи глобального климатического кризиса. Если они будут осуществлять этот переход, дублируя модели роста и паттерны потребления западных стран, о том, чтобы «согнуть» кривую выбросов, можно забыть – мир на всех парах устремится к климатической катастрофе."

Ключевой вопрос глобальных усилий по борьбе с изменением климата состоит не в том, сколько небольших европейских стран станет углеродонейтральными, а в том, смогут ли огромные экономики стран БРИКС выработать устойчивые пути к экономическому благополучию – пути, которые в дальнейшем станут образцом для следующих за ними развивающихся стран, от Индонезии и Пакистана до государств Тропической Африки.
В рамках БРИКС тематика изменения климата всегда называлась среди основных приоритетов. Однако сотрудничество ограничивалось в основном совместными заявлениями о приверженности ценностям зелёного развития, а также обсуждением возможностей технологического обмена и совместного финансирования зелёных проектов. Всё это важно, но может реализовываться на двусторонней основе или в рамках действующих международных институтов. БРИКС как площадка для диалога стран, охватывающих более 40% мирового населения и почти треть мирового ВВП (по ППС), была бы полезнее для решения более масштабной задачи: формирования общего видения климатической угрозы и единого подхода к тому, как должен осуществляться глобальный переход к низкоуглеродному развитию.

Для стран БРИКС важно, чтобы этот переход был инклюзивным и соотносился с другими целями устойчивого развития: борьбой с нищетой, снижением неравенства и облегчения доступа населения к базовым благам, включая энергию. Традиционный инструментарий климатической политики, относительно успешно внедряемый в развитом мире, едва ли соответствует этим требованиям. В частности, серьёзное бремя от климатической политики сейчас ложится на относительно бедное население: оно тратит большую долю своих доходов на электричество и бензин, которые становятся дороже в результате углеродного регулирования. Движение «жёлтых жилетов» во Франции продемонстрировало, что даже в развитых странах неравенство становится препятствием для амбициозных климатических мер. В странах БРИКС, где уровень социального расслоения значительно выше, аналогичную модель климатической политики будет внедрить ещё сложнее, особенно с учётом неизбежного роста общественной поляризации на выходе из пандемии.
Вероятно, альтернативы традиционной климатической политике, в которых нуждаются страны БРИКС, должны лежать глубже, чем обсуждаемые на Западе вопросы об уровне и конкретных формах установления цены на углерод, а также способах компенсации потерь от неё наиболее уязвимым слоям населения. Для стран БРИКС важнее пересмотреть целеполагание климатической политики. Главный шаг на этом пути – это переход к ориентации на снижение выбросов от потребления, а не от производства.

Подробнее в сточнике: https://bit.ly/2ScvQeO

События